История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Создание изделий экспериментальных форм

24.12.2011 г.

Очевидно, что по мере эволюции местного гончарного дела яншаоская керамика претерпела определенную трансформацию. Репертуар изделий неуклонно расширялся, их формы совершенствовались и усложнялись. Для керамики Мачан и Баньшань становится типичным введение в архитектоническую композицию сосудов вспомогательных деталей — ручек, ножек — и создание изделий с весьма причудливыми контурными линиями. Более того, здесь появляются своего рода экспериментальные формы, типа «сдвоенного ху» (сосуд, составленный из двух крынкоподобных кувшинов) или кувшинов для литья воды, снабженных носиком-сливом и боковой ручкой. Тем не менее нетрудно заметить, что, во-первых, яншаоская керамика в целом отличается простотой и лаконичностью форм. И, во-вторых, что при всем внешнем разнообразии изделий все они сводятся к нескольким архитектоническим инвариантам, набор которых сложился еще в баньпоский период и сохранился вплоть до конца Западного Яншао. Данное наблюдение подтверждает правильность высказанного ранее тезиса о том, что яншаоскому гончарному делу были свойственны тенденция к типизации и стандартизации выпускаемой продукции и определенная консервативность.

Основным способом художественного оформления изделий в яншаоском гончарном деле служили, как отмечалось ранее, росписи. Хотя расписную керамику начали изготовлять еще в древнейших очаговых культурах, традиция местного орнаментально-графического искусства в более или менее отчетливом виде прослеживается только с баньпоского периода. Баньпоская керамика (прежде всего изделия, обнаруженные в комплексе Баньпо) — сосуды красного или буро-красного цвета с росписями, выполненными черной и красной красками по натуральному фону или белому ангобу. Преобладает геометрический орнамент, состоящий из сочетаний разнообразных полос, треугольников, кругов, зигзагов и шевронов, который обычно распространяется на всю поверхность изделия. Примечательно, что в конце Баньпо геометрический орнамент заметно упрощается и начинает сводиться либо к широким красным полосам, выписанным вдоль устья сосуда, либо к «сетке», образованной круглыми точками и сочетаниями линий, проходящими вдоль верхней части сосуда.

Наряду с геометрическим орнаментом в баньпоских росписях исполнялся и растительный орнамент и даже фигуративные — зооморфные и антропоморфные — изображения, которые правомерно считать древнейшими образцами китайской живописи. Растительный орнамент встречается крайне редко и исчерпывается повторяющимися стилизованными рисунками сосновых или еловых веток, изображаемых в сочетании с геометрическими фигурами. Зооморфные и антропоморфные изображения встречаются чаще, но также в основном на изделиях, принадлежащих нижним стратиграфическим слоям Баньпо и ранним памятникам баньпоского круга, в первую очередь комплексу Бэйшоулин.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Создание изделий экспериментальных форм   © ArtofEast.ru All rights reserved.