История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Шкафы-купе в Москве.

Создание изделий экспериментальных форм

24.12.2011 г.

Очевидно, что по мере эволюции местного гончарного дела яншаоская керамика претерпела определенную трансформацию. Репертуар изделий неуклонно расширялся, их формы совершенствовались и усложнялись. Для керамики Мачан и Баньшань становится типичным введение в архитектоническую композицию сосудов вспомогательных деталей — ручек, ножек — и создание изделий с весьма причудливыми контурными линиями. Более того, здесь появляются своего рода экспериментальные формы, типа «сдвоенного ху» (сосуд, составленный из двух крынкоподобных кувшинов) или кувшинов для литья воды, снабженных носиком-сливом и боковой ручкой. Тем не менее нетрудно заметить, что, во-первых, яншаоская керамика в целом отличается простотой и лаконичностью форм. И, во-вторых, что при всем внешнем разнообразии изделий все они сводятся к нескольким архитектоническим инвариантам, набор которых сложился еще в баньпоский период и сохранился вплоть до конца Западного Яншао. Данное наблюдение подтверждает правильность высказанного ранее тезиса о том, что яншаоскому гончарному делу были свойственны тенденция к типизации и стандартизации выпускаемой продукции и определенная консервативность.

Основным способом художественного оформления изделий в яншаоском гончарном деле служили, как отмечалось ранее, росписи. Хотя расписную керамику начали изготовлять еще в древнейших очаговых культурах, традиция местного орнаментально-графического искусства в более или менее отчетливом виде прослеживается только с баньпоского периода. Баньпоская керамика (прежде всего изделия, обнаруженные в комплексе Баньпо) — сосуды красного или буро-красного цвета с росписями, выполненными черной и красной красками по натуральному фону или белому ангобу. Преобладает геометрический орнамент, состоящий из сочетаний разнообразных полос, треугольников, кругов, зигзагов и шевронов, который обычно распространяется на всю поверхность изделия. Примечательно, что в конце Баньпо геометрический орнамент заметно упрощается и начинает сводиться либо к широким красным полосам, выписанным вдоль устья сосуда, либо к «сетке», образованной круглыми точками и сочетаниями линий, проходящими вдоль верхней части сосуда.

Наряду с геометрическим орнаментом в баньпоских росписях исполнялся и растительный орнамент и даже фигуративные — зооморфные и антропоморфные — изображения, которые правомерно считать древнейшими образцами китайской живописи. Растительный орнамент встречается крайне редко и исчерпывается повторяющимися стилизованными рисунками сосновых или еловых веток, изображаемых в сочетании с геометрическими фигурами. Зооморфные и антропоморфные изображения встречаются чаще, но также в основном на изделиях, принадлежащих нижним стратиграфическим слоям Баньпо и ранним памятникам баньпоского круга, в первую очередь комплексу Бэйшоулин.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Создание изделий экспериментальных форм   © ArtofEast.ru All rights reserved.