История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стилизованные изображения фигур фантастических существ

26.12.2011 г.

Из зооморфных мотивов чаще всего встречаются стилизованные изображения птиц, точнее, птичьих голов, в которых, в отличие от центрально-яншаоских (мяодигоуских) росписей, воспроизводятся исключительно хищные птицы. Нередки также композиции, в которых угадываются очертания горного пейзажа и даже фигур фантастических существ. Еще одним устойчивым орнаментальным мотивом является изображение звериной пасти с двумя или четырьмя острыми клыками. Он может исполняться в виде элементов фризового узора, самостоятельной орнаментальной фигуры, которая размещается на внутренней поверхности сосудов-гуй, либо же включаться в подобие сюжетных сцен, сочетаясь в них со столь же странными и малопонятными фигурами, внешне напоминающими изображения высоких строений или башен.

В керамике Сунсикоу «птичьи» и «звериные» мотивы если и не исчезают полностью, то явно утрачивают четкость исполнения. На смену им приходят еще более причудливые и фантазийные композиции, тяготеющие в целом к геометрическому орнаменту, но в которых можно при желании усмотреть и ландшафтные сцены с горными хребтами, и сцены на религиозно-ритуальные темы. Так, на одном из горшков мы видим фриз, заполненный фигурами как бы следующих друг за другом оленевидных существ.

На другом — фигуру наподобие человеческой, но с огромными распростертыми за спиной крыльями, которую исследователи склонны интерпретировать как изображение божественного персонажа, причем выдержанное в определенной стилистике.

Несмотря на загадочность их символики, представленные мотивы и образы убедительно свидетельствуют о существовании в южных очаговых культурах самобытных религиозных представлений и практик. Столь же очевидно, что местное гончарное дело по всем показателям принципиально отличалось от гончарного дела Яншао. Отсутствие же видимых истоков гончарного дела Гаомяо и Сунсикоу, при том что оно бесспорно находилось на очень высоком технико-художественном уровне развития, служит веским аргументом в пользу вероятности зарождения южных очаговых культур вне территории Китая.

Стилистическая линия, присущая керамике Гаомяо и Сунсикоу, была воспринята и активно продолжена гончарным делом культуры Даси. В нем по-прежнему широко исполнялись сосуды (пиалы, блюда) вазоподобных (на ножке) форм с разработкой еще более сложных их архитектонических вариантов (например, блюда на трех ножках). Параллельно в Даси были освоены и многие новые категории изделий. К ним относятся, в том числе, кастрюли-цзэн (настолько близкие, заметим, по конструкции и формам к яншаоским кастрюлям, что они производят впечатление заимствования), треножники-дш, бутыли-тши, стаканы-бэй с боковой ручкой и бокалы-доу, которые в скором времени превратились в одну из главных категорий местной посуды. Дасиские бокалы имеют весьма крупные для столовой утвари размеры (высота до 20-25 см) и отличаются удивительным многообразием форм. Имея общий архитектонический инвариант в виде сочетания чашеподобного тулова с высокой массивной ножкой, они чрезвычайно широко варьируются как по конфигурации тулова и ножки (чаще всего имеющей трапециевидный профиль), так и по их пропорциональному соотношению. В некоторых типах доу ножка может составлять до четырех пятых от общей высоты сосуда. Нередко встречаются бокалы, снабженные крышкой.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Стилизованные изображения фигур фантастических существ   © ArtofEast.ru All rights reserved.