История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Усложнение конструкции сосудов и изобретение новых категорий изделий

26.12.2011 г.

Следующей общей отличительной особенностью гончарного дела юго-восточных и восточных культур является  его постоянная направленность на усложнение конструкции сосудов и изобретение новых категорий изделий. Важнейшими новациями считаются кувшины-куай и чайники-хэ.

Куай — сосуды с шарообразным, элипсовидным или широким овальным туловом, снабженным боковой ручкой-дужкой, переходящим внизу в три полые, обычно сосковидной формы, ножки, а сверху завершающимся трубкообразным или раструбовидным сливом. На юго-востоке эта категория появляется в верхних слоях культуры Хэмуду (т. е. в начале IV тыс. до н. э.). На востоке она присутствует уже в керамике Давэнькоу, вновь реализуясь в нескольких вариантах: с шарообразным туловом на плоских массивных ножках и вертикальным трубкообразным сливом; с эллипсовидным, вытянутым в продольном направлении туловом, высоким раструбовидным сливом и сплошными уплощенными ножками; с сосковидными полыми ножками и вертикально ориентированным горлышком, которое завершается сливом, внешне напоминающим очертания птичьего клюва. В дальнейшем кувшины-куай неизменно изготавливались во всех восточных и юго-восточных культурах и утвердились в керамике Луншань.

Чайники-хэ — сосуды, которые могут иметь тулово различных конфигураций, но обязательно должны быть снабжены носиком-сливом. Эта категория изделий раньше всего появилась в керамике Давэнькоу и снова — в нескольких вариантах: с овальным плоскодонным туловом и с овальным туловом на трех ножках, завершающимся высоким раструбовидным устьем. Кроме собственно хэ в гончарном деле обоих разбираемых регионов исполнялся еще ряд близких к ним по конструкции категорий изделий. Таковыми являются, во-первых, «кувшины для литья воды» (бэйшуйху), представляющие собой своеобразную модификацию кувшинов-доу путем снабжения их носиком или сливом. Во-вторых, рукомойники-и, которые были изобретены уже в Лянчжу и со временем заняли важное место в репертуаре бронзовых изделий. И, в-третьих, сосуды для приправ-сяи (в керамике Сунцзэ) — чрезвычайно замысловатые по конструкции изделия, имеющие не только носик, но и ручку и ножки.

Изобретение новых категорий и форм продолжалось и в гончарном деле Луншань. К числу наиболее примечательных новаций относятся кувшины-лэй — сосуды горшковидной формы, снабженные четырьмя боковыми плоскими ручками-ушками, и короба-хэ — чашевидные (но больших размеров, чем столовая утварь) сосуды с крышкой, которые предназначались для хранения продовольственных припасов. Одновременно в луншаньской керамике стало стандартным снабжать ручками и крышками и такие категории столовой утвари, как чаши-юй и миски-пэнъ. Все перечисленные категории и конструктивные варианты луншаньской керамики послужили прототипами форм бронзовых сосудов.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Усложнение конструкции сосудов и изобретение новых категорий изделий   © ArtofEast.ru All rights reserved.