История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Узоры ганьсуских росписей

25.12.2011 г.

Узоры ганьсуских росписейТематическое многообразие и композиционная сложность ганьсуских росписей наглядно показывают, какого высокого изобразительного уровня достигло яншаоское орнаментально-графическое искусство. Им были освоены в общей сложности более 20 групп и подгрупп узоров и отдельных элементов, которые практически исчерпывают собой репертуар геометрического орнамента как такового.

Варианты орнамента:

I. Точечный узор, включающий в себя точки; «каплевидные точки»; крючки.

И. Полосы, могущие быть горизонтальными; косыми (в том числе «елочка»); вертикальными (в том числе одиночными, групповыми и часто-параллельными); волнистыми (в том числе одиночными, горизонтально-параллельными и вертикально-параллельными); зубчатыми; зигзагообразными; дугообразными.

III.       Простейшие геометрические узоры: кружок (колечко); круг (в том числе «двойной»); ромб (в том числе с прямыми, вогнутыми сторонами и «двойной»); треугольники (в том числе изогнутые); дуги; шевроны.

IV.       Зигзаговидные узоры: зигзаг; «молния»; «лестничный» узор.

V.        Спиралевидные узоры: S-образная спираль; С-образная спираль; S-образный узор; С-образный узор (в виде сдвоенной буквы «с»).

VI.       Крестообразные узоры: простой четырехконечный крест; двойной крест; свастика; крест, вписанный в простейшие геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).

VII.      Сложносоставныеузоры: «сетка»; «решетка»; «шахматы»; меандр (в том числе из сочетаний нескольких либо тонких ломаных линий, обрамленных снизу и сверху горизонтальными полосами, либо широких ломаных линий); «полог» (узор из изогнутых вниз дуг и кружков между ними); «гребенка»; «глаза» (своеобразное сочетание дуг с круглыми точками).

Более того, есть все основания утверждать, что в яншаоском орнаментально-графическом искусстве были выработаны и особые оформительские принципы. Процесс их разработки начался еще в баньпоском гончарном деле и достиг своего апогея в керамике Мачан и Баньшань. Во-первых, в ней устанавливаются четкие связи между формами и декором сосуда. Во-вторых, создаются стандартные графические вариации, сводящиеся к симметричной или асимметричной группировке элементов узора. В результате орнаментальное поле изделия превращается в замкнутую и самодостаточную художественную структуру, отмеченную ритмическим единством всех ее компонентов. Указанные семиотические закономерности росписей были явно рассчитаны на достижение заранее прогнозируемого зрительно-сенсорного эффекта. Следовательно, мы действительно вправе рассматривать яншаоскую расписную керамику в качестве полноценных художественных произведений и говорить о зарождении в неолитическом гончарном деле собственно оформительского искусства и даже о начале формирования эстетических основ будущей китайской творческой деятельности.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Узоры ганьсуских росписей   © ArtofEast.ru All rights reserved.