История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Яншаоская столовая посуда

24.12.2011 г.

Архитектоническая композиция неолитических сосудов состоит из трех основных сегментов: основания (дна), тулова (емкость сосуда, охватывающая его часть от дна до плечиков) и устья. Каждый из них может иметь несколько вариантов конфигурации. Только в пределах керамики Яншао для основания отмечены четыре таких варианта: плоскодонное, круглодонное, остродонное и вогнутой формы. Для тулова — девять вариантов: с прямыми, выпуклыми, ребристыми и вогнутыми стенками, усеченно-конического, овального, округлого, круглого, изогнутого профиля. Для устья — три варианта: суженное, с прямой шейкой, расширенное с косой шейкой (раструбом).

Яншаоская столовая посуда представлена сосудами малых и средних размеров, высота которых колеблется от 3 до 10 см, в редких случаях достигая 20 см, и включает в себя 11 категорий: чашки-бо, миски-пэнь, пиалы-вань, стаканы-бэй, тарелки-минь, чаши-юй, блюда-пань, бокалы-доу и сосуды для вина цзунь.

Чашки-бо являются самой распространенной для данной подгруппы категорией. Это — сосуды малых (высота — 4,5-7 см, диаметр устья — 12-20 см) и средних (высота — 12-18 см, диаметр устья — до 25 см) размеров, которые характеризуются узким основанием, широким устьем и неглубоким (мелким) туловом. По конфигурации тулова они подразделяются на четыре главных типа: с вогнутыми стенками, усеченно-конического, овального и округлого (полусферического) профиля. Отдельный архитектонический вариант чашек-бо образуют сосуды на цилиндрической ножке-подставке (поддоне). Этот вариант появляется в керамике Мяодигоу и утверждается в западно-яншаоском гончарном деле, где ножка приобретает более четкие очертания и трапециевидный профиль. Такие чашки нередко снабжаются и парными боковыми ручками.

Миски-пэнь — сосуды, тоже характеризующиеся узким основанием и широким устьем. Как таковые, они внешне очень похожи на чашки, но отличаются от них более крупными размерами. Миски малых размеров имеют высоту 6,6-13 см, диаметр устья — 22-24 см, средних размеров — высоту 18-22 см и диаметр устья до 50 см. Они также могут иметь тулово различной конфигурации, сводясь по этому показателю к главным типам: с вогнутыми, выпуклыми стенками, усеченно-конического, овального, округлого и изогнутого профиля. В западно-яншаоском гончарном деле вновь начинают выпускаться миски усложненной формы — на ножке-поддоне.

Пиалы-вань — сосуды малых (высотой 3,8-10 см) и средних (высотой 11,2-16 см) размеров, которые имеют небольшое основание, широкое устье и распадаются по конфигурации тулова на 4 типа: усеченно-конического профиля, с овальными, выпуклыми и вогнутыми стенками. Нередко они тоже снабжены невысокой ножкой.

Стаканы-бэй могут быть малых (высотой 3,2-8 см) и средних (высотой 12-16,4 см) размеров и отличаются плоским основанием и относительно высокими стенками. По конфигурации тулова они подразделяются на 4 типа: с усеченно-коническим профилем, который обычно сочетается с чуть заметно расширяющимся устьем; с прямыми стенками (банкообразной формы); с вогнутыми и с овальными стенками. Последний из перечисленных типов может быть снабжен ножками.

Тарелки-минь — сосуды, которые могут быть в высоту не более 3-6 см, имея при этом широкое устье (диаметр — 10-20 см), нередко почти в два раза большее по размеру, чем основание (диаметр — 4-9,5 см). Их тулово бывает с прямыми, вогнутыми стенками, усеченно-конического и изогнутого профиля.

Чаши-юй включают в себя сосуды исключительно средних размеров, которые характеризуются широким плоским дном, суженным устьем и подразделяются по конфигурации тулова на 4 типа: с округлыми, выпуклыми, ребристыми стенками и изогнутого профиля.

Блюда-пань встречаются только в центрально-яншаоской керамике и представляют собой сосуды с большим плоским основанием, широким устьем и низким туловом, которое может иметь прямые стенки и стенки усеченно-конического, овального и округлого профиля.

Бокалы-доу — сосуды в виде небольшой чаши с туловом усеченно-конического, овального или округлого профиля, которая покоится на ножке-подставке. Их общая высота колеблется в пределах 9-16 см.

Сосуды для вина-цзунь представляют собой кувшино-или кубкоподобные изделия высотой 12-14 см. Они, как правило, имеют небольшое плоское дно, высокое горлышко, которое завершается широким устьем с округлым или отогнутым венчиком, и глубокое тулово на ножке-поддоне и со стенками овального, округлого или выпуклого профиля.

Яншаоская хозяйственная посуда состоит из средних и крупных изделий (высотой до 35-60 см) и включает в себя 5 основных категорий и две вспомогательные: горшки-гуань, кувшины-ху, бутыли-пин, горшки-вэн, корчаги-ган, крышки-гай и подставки-цицзо.

Горшки-гуанъ — самая популярная в данной подгруппе категория, которая отличается к тому же и наибольшим разнообразием форм и размеров. Присутствуют как миниатюрные (высотой до 6 см, с диаметром устья до 6,5 см), так и крупногабаритные (высотой до 20 см, с диаметром устья до 15 см) изделия. Выделяются 5 главных форм горшков, каждая из которых насчитывает внушительное число типов и подтипов, различающихся по конфигурации тулова, дна и устья, например, с овальными, округлыми и выпуклыми стенками, с туловом изогнутого профиля, с суженным и расширенным устьем, плоскодонные, круглодонные и т. д. Нередко горшки снабжены различного типа ручками.

Кувшины-ху — сосуды с плоским дном, расширяющейся шейкой и с высоким туловом, которое может быть с выпуклыми, овальными, округлыми стенками и изогнутого профиля. К числу опознавательных примет ху относится наличие высоких, округлых плечиков. Кроме того, они нередко имеют парные боковые ручки, прикрепленные к тулову или шейке.

Бутыли-пин — крупногабаритные сосуды (высотой до 60 см), которые также могут иметь тулово, дно и устье различных конфигураций: с овальными, вогнутыми стенками, плоскодонные, остродонные, круглодонные, с расширенным и суженным устьем — часто снабжены двумя боковыми ручками, прикрепленными к средней части тулова.

Горшки-вэн и корчаги-ган — сосуды, внешне похожие на гуань, но отличающиеся более крупными размерами. Высота вэн может достигать 48 см, диаметр устья — 42 см, высота ган колеблется от 25 до 37 см. Обе эти категории характеризуются узким плоским основанием, широким устьем и могут иметь тулово с овальными, округлыми, круглыми (до образования шарообразной формы) стенками или изогнутого профиля.

Крышки-гай — предметы различных форм и конфигураций (плоскодонные, овальные, круглые, усеченно-конического профиля и т. д.), которые использовались в соответствии с их терминологическим обозначением. Наибольший интерес представляют изделия, выполненные в виде пластических изображений.

Подставки-цицзо — специальные предметы, предназначенные для придания устойчивости круглодонным и остродонным сосудам. Они как таковые могут быть с овальными, округлыми и вогнутыми стенками и иметь самостоятельное художественное оформление.

Яншаоская хозяйственная посуда включает в себя 4 категории: кастрюли-цзэн, котлы-фу и треножники-дин и триподы-ли.

Кастрюли-цзэн — сосуды, предназначенные для варки на пару; они имеют дно с проделанными в нем дырочками.

Котлы-фу представляют собой сосуды средних размеров, обычно имеющие тулово выпуклого профиля, широкие плечики и плоское или округлое дно.

Треножники-дын — сосуды с туловом, повторяющим формы других изделий (котлов-фу, мисок-пэнь и т. д.), и все снабжены тремя ножками. Точное время появления этой категории в гончарном деле Яншао неизвестно. Во всяком случае, дин уже достаточно часто встречаются среди керамики, относящейся к ранним слоям Мяодигоу, и затем занимают существенное место среди западно-яншаоских изделий. Примечательно, что с самого начала они отличались разнообразием размеров и внешнего вида и, кроме того, нередко имели художественное оформление. Подобные детали приобретают особое значение с точки зрения дальнейшей судьбы дин, когда они превратились в одну из ведущих категорий бронзовых сосудов.

Триподы-ли — большие по размеру котлы на трех выпуклых полых и остроконечных ножках, которые составляют одно целое с туловом. В керамике Яншао эти котлы не играли сколько-нибудь заметной роли, но им тоже предстояло впоследствии стать переведенными в бронзу и войти в базовый репертуар бронзовых изделий.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Яншаоская столовая посуда   © ArtofEast.ru All rights reserved.