История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Личины

25.12.2011 г.

Баньпоские антропоморфные изображения представлены исключительно рисунками человеческого лица, нередко дополненными изоморфными элементами. Такие рисунки, обычно обозначаемые в специальной литературе как «личины», вновь исполнялись преимущественно на внутренней поверхности сосудов и в групповых четырехчастных композициях: две личины и две геометрические фигуры, расположенные по той же орнаментальной схеме, что и рисунки оленей. Известно около десяти образцов сосудов, украшенных подобными росписями. Одни принадлежат комплексу Баньпо, другие — еще нескольким баньпоским поселениям, включая Бэйшоулин, что уже само по себе указывает на особую популярность данного мотива в орнаментально-графическом искусстве того времени. Выделяются три основных иконографических варианта «личин». В первом рисунок лица дается в сочетании со стилизованными изображениями фигур рыб. Во втором — в сочетании с геометрическими фигурами — треугольниками, ломаными линиями и точками, которые все вместе похожи на рисунок головного убора и деталей одеяния, типа воротника или нагрудного украшения. В третьем иконографическом варианте лицо вписано в круг и лишено каких-либо дополнительных элементов. Кроме того, в одних случаях лицо показывается с широко открытыми глазами, а в других — с закрытыми (передаются черточками).

В специальной литературе предлагаются самые разные версии семантического истолкования баньпоских «личин». Они считаются изображениями либо какого-то архаического божества, либо тотемного предка, либо священнослужителя (шамана) в ритуальном облачении. Гораздо важнее, на мой взгляд, что эти рисунки суть древнейшие китайские портретные изображения. Обращает на себя внимание, прежде всего, совпадение их стилистики с манерой исполнения росписей на зооморфные темы. Несмотря на присутствие в них изоморфно-фантазийных вкраплений, все «личины» выполнены в той же самой примитивно-натуралистической и детализованной манере, характеризующейся адекватностью передачи пропорций человеческого лица и тщательностью проработки всех его черт. Следовательно, в рамках баньпоского орнаментально-графического искусства уже сложилось единое стилистическое направление, которое обусловливало собой художественные особенности как зооморфных, так и антропоморфных изображений. Еще более существенно, что баньпоские «личины» неоспоримо свидетельствуют об исходном преимущественном внимании китайского художественного творчества именно к лицу человека, тогда как для древнейших антропоморфных изображений в других регионах мира (наскальные рисунки) типично, напротив, воспроизведение человеческой фигуры без проработки лиц.

Расписная керамика культуры Мяодигоу по многим показателям принципиально отличается от баньпоской. Ей присущи, во-первых, иная колористическая гамма — росписи, выполненные черной краской по белому ангобу; во-вторых, другой характер орнамента и набор зооморфных и антропоморфных сюжетов. Наряду с уже знакомыми нам геометрическими фигурами и элементами: полосами, треугольниками, ромбами, кругами, «сеткой» — в мяодигоуских росписях широкое применение получили дуги, извилистые линии и ленты, которые внешне напоминают стилизованные изображения змеиных тел. К числу важнейших новаций местного орнаментально-графического искусства относится также разработка S-образного спирального узора, которому предстояло стать одним из ведущих мотивов не только последующего неолитического художественного творчества, но и всего китайского декоративно-прикладного искусства в целом.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Личины   © ArtofEast.ru All rights reserved.