История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Древнейшие произведения пластического искусства южного региона

24.12.2011 г.

Скульптура ранних слоев ШицзяхэДревнейшие из известных на сегодня произведений пластического искусства южного региона неолитического Китая принадлежат ранним слоям культуры Шицзяхэ (1992 г.). Это — миниатюрные (в пределах 6,2 х 3,9 см) зооморфные (в том числе фигурка птицы) и антропоморфные скульптурки. Выполненные в условно-натуралистическом стиле, они тем не менее обладают редкими по сравнению с пластикой других регионов выразительностью и динамичностью. Такова скульптурка женщины, облаченной в балахоноподобное одеяние. Фигура изображена в движении — в момент исполнения танца. Для верхних слоев Шицзяхэ обнаружен (конец 80-х гг. прошлого века) целый набор зооморфных статуэток (высота от 4 до 9 см, длина от 6,5 до 11 см) и две антропоморфных (высота 10 и 12 см). Зооморфная пластика включает в себя изображения диких животных и птиц (слон, тапир, обезьяна, черепаха, ласточка), а также домашних животных (собака, овца, свинья, петух), которые по стилистике и общему художественному уровню исполнения перекликаются с давэнькоускими сосудами-скульптурами. В обеих антропоморфных скульптурках показана сидящая мужская фигура со скрещенными ногами. Тщательнее всего и на этот раз проработаны головы, включая венчающие их головные уборы, тогда как руки и ноги только намечены.

Культуре Шицзяхэ принадлежат и последние из выделенных нами пяти типов пластических изображений — крупногабаритные трехмерные композиции. Это — глиняные и полые изнутри фаллосовидные сооружения, состоящие из двух отдельно вылепленных частей, которые образуют три художественных сегмента: усеченно-коническое основание, украшенное близко расположенными друг к другу рядами винтообразных лент-налепов; шаровидная центральная часть, сплошь покрытая иглоподобными выступами-налепами; и навершие в виде вытянутого конуса. Общая высота такого сооружения может доходить до 160 см. Диаметр в основании — более 30 см. Не вызывает сомнений, что эти композиции имели религиозно-ритуальный смысл. А масштабность их размеров, сложность формы и тщательность художественного исполнения позволяют усматривать в них отдаленных предшественников монументальной скульптуры.

Итак, мы видим, что каждая из неолитических культурных общностей обладала собственной специфической традицией пластического искусства. Но, несмотря на все отмеченные их тематические и стилистические особенности, прослеживается и ряд универсальных черт. Во-первых, предельно важен сам по себе факт существования традиции пластического искусства, пусть даже в примитивных его воплощениях, во всех регионах неолитического Китая. Во-вторых, очевидно, что в неолитическом художественном творчестве уже наметились все основные функциональные (храмовая скульптура, погребальная пластика) и художественные (от миниатюрной до монументальной скульптуры) виды будущего китайского изобразительного искусства. В-третьих, есть все основания утверждать, что пластика была изначально тесно связана с местными религиозными представлениями и практиками, т. е. исходно являлась базовым компонентом национального культового искусства. И наконец, всем региональным пластическим традициям был присущ постоянный интерес к человеку (в центре внимания — изображение человеческого лица).

С традицией пластического искусства частично перекликаются и такие виды неолитической предметно-творческой деятельности, как косторезное, камнерезное дело и резьба по дереву, так как исполняемые в них изделия не только нередко украшались рельефными композициями, но и делались в виде скульптурных изображений.

 

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Китайская неолитическая пластика arrow Древнейшие произведения пластического искусства южного региона   © ArtofEast.ru All rights reserved.