История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Новый вариант скульптуры в пластическом искусстве

24.12.2011 г.

В верхних слоях комплекса Хоутайцзы появляется новый вариант каменной скульптуры — крохотные статуэтки (высота до 6 см), воспроизводящие сидящего со скрещенными ногами человека (явно мужчину), словно облаченного в складчатые одеяния.

Следующий этап истории развития северо-восточного пластического искусства соотносится с культурой Нюхэлян. Именно здесь (1983 г.) была сделана самая, пожалуй, значительная для всего изобразительного искусства неолитического Китая и во многих отношениях поистине сенсационная находка — остатки святилища с настоящей храмовой скульптурой. Само святилище представляло собой относительно небольшую по размерам постройку (11,8 х х 9,5 м), разделенную внутри на три помещения рядами колонн. Скульптуры, судя по сохранившимся фрагментам (более 20), были выполнены из глины в полный человеческий рост. Они, видимо, изображали сидящие со скрещенными ногами обнаженные фигуры, прислоненные спинами к стене помещения. Некоторые фигуры имели удлиненные — в два раза больше натуральной величины — уши. О художественном уровне этих скульптур мы можем судить по одной чудом уцелевшей голове (высота 23 см). Перед нами — тщательно вылепленное женское лицо с выражением суровой величественности. Своеобразие ему придают зрачки глаз, выложенные нефритами.

Кроме храмовой скульптуры, для Нюхэлян тоже обнаружены фрагменты глиняных скульптурок небольших размеров, воспроизводящих обнаженную женскую фигуру: торс (высота 18 см) стоящей женщины, нижняя часть (12,5 см) сидящей женщины. Еще в одном памятнике, считающемся регионально-хронологическим вариантом Нюхэлян, и тоже вблизи от остатков святилища, были найдены миниатюрные изображения (5-5,8 см) беременной (с большим выступающим животом) стоящей женщины.

Традиция пластического искусства продолжила свое существование и в собственно Хуншань, но его стилистика, равно как и репертуар изображений, в очередной раз претерпели качественные изменения. Теперь мы видим статуэтки (высота до 19,4 см) мужской фигуры в коленопреклоненной позе и с руками, сведенными на уровне живота. Лица персонажей практически не проработаны, зато их головы венчают причудливые по форме конструкции, передающие то ли специфический головной убор, то ли не менее специфическую и замысловатую прическу.

В Яншао древнейшими произведениями пластического искусства оказываются керамические маски, назначение которых остается неясным. Самым ранним образцом на сегодня считается маска из комплекса Бэйшоулин (1977 г.). Размером всего 7,3 х 9 см, она производит впечатление настоящего скульптурно-живописного портрета: глаза и рот переданы сквозными отверстиями; брови, губы и усы оформлены легким рельефом и подчеркнуты красочным слоем. По антропологическим характеристикам и манере исполнения эта маска тоже совпадает с баньпоскими «личинами».

Еще несколько керамических масок были обнаружены в комплексе Баньпо и в других памятниках баньпоского круга. Вылепленные чаще всего из куска красновато-серого теста, они превосходят бэйшоулинскую маску по размерам (высота до 25,5 см, ширина — до 16 см), но выполнены на более примитивном художественном уровне и без применения росписей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Китайская неолитическая пластика arrow Новый вариант скульптуры в пластическом искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.