История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Домофон ctv 27 tm видеодомофоны ctv.

Новый вариант скульптуры в пластическом искусстве

24.12.2011 г.

В верхних слоях комплекса Хоутайцзы появляется новый вариант каменной скульптуры — крохотные статуэтки (высота до 6 см), воспроизводящие сидящего со скрещенными ногами человека (явно мужчину), словно облаченного в складчатые одеяния.

Следующий этап истории развития северо-восточного пластического искусства соотносится с культурой Нюхэлян. Именно здесь (1983 г.) была сделана самая, пожалуй, значительная для всего изобразительного искусства неолитического Китая и во многих отношениях поистине сенсационная находка — остатки святилища с настоящей храмовой скульптурой. Само святилище представляло собой относительно небольшую по размерам постройку (11,8 х х 9,5 м), разделенную внутри на три помещения рядами колонн. Скульптуры, судя по сохранившимся фрагментам (более 20), были выполнены из глины в полный человеческий рост. Они, видимо, изображали сидящие со скрещенными ногами обнаженные фигуры, прислоненные спинами к стене помещения. Некоторые фигуры имели удлиненные — в два раза больше натуральной величины — уши. О художественном уровне этих скульптур мы можем судить по одной чудом уцелевшей голове (высота 23 см). Перед нами — тщательно вылепленное женское лицо с выражением суровой величественности. Своеобразие ему придают зрачки глаз, выложенные нефритами.

Кроме храмовой скульптуры, для Нюхэлян тоже обнаружены фрагменты глиняных скульптурок небольших размеров, воспроизводящих обнаженную женскую фигуру: торс (высота 18 см) стоящей женщины, нижняя часть (12,5 см) сидящей женщины. Еще в одном памятнике, считающемся регионально-хронологическим вариантом Нюхэлян, и тоже вблизи от остатков святилища, были найдены миниатюрные изображения (5-5,8 см) беременной (с большим выступающим животом) стоящей женщины.

Традиция пластического искусства продолжила свое существование и в собственно Хуншань, но его стилистика, равно как и репертуар изображений, в очередной раз претерпели качественные изменения. Теперь мы видим статуэтки (высота до 19,4 см) мужской фигуры в коленопреклоненной позе и с руками, сведенными на уровне живота. Лица персонажей практически не проработаны, зато их головы венчают причудливые по форме конструкции, передающие то ли специфический головной убор, то ли не менее специфическую и замысловатую прическу.

В Яншао древнейшими произведениями пластического искусства оказываются керамические маски, назначение которых остается неясным. Самым ранним образцом на сегодня считается маска из комплекса Бэйшоулин (1977 г.). Размером всего 7,3 х 9 см, она производит впечатление настоящего скульптурно-живописного портрета: глаза и рот переданы сквозными отверстиями; брови, губы и усы оформлены легким рельефом и подчеркнуты красочным слоем. По антропологическим характеристикам и манере исполнения эта маска тоже совпадает с баньпоскими «личинами».

Еще несколько керамических масок были обнаружены в комплексе Баньпо и в других памятниках баньпоского круга. Вылепленные чаще всего из куска красновато-серого теста, они превосходят бэйшоулинскую маску по размерам (высота до 25,5 см, ширина — до 16 см), но выполнены на более примитивном художественном уровне и без применения росписей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Китайская неолитическая пластика arrow Новый вариант скульптуры в пластическом искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.