История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Орнаментация сосудов фигурками

24.12.2011 г.

Самым выразительным со всех точек зрения образцом рельефных пластических изображений выступают уже знакомые нам фигуры мужчины и женщины на двух западно-яншаоских сосудах. Напомним лишь, что они выполнены в натуралистической манере и совмещают в себе рисунок и лепку, что предвосхищает особенности будущей китайской скульптуры. При всей уникальности данных сосудов сама по себе практика украшения изделий фигуративными налепами была в яншаоском гончарном деле если и не широко распространенным, то хорошо освоенным художественным приемом. На сегодня известны несколько образцов сосудов и их фрагментов с такой орнаментацией. Примечательно, что все они относятся к центрально-яншаоской культуре Мяодигоу и воспроизводят одно-единственное живое существо — ящерицу. Это — два черепка, найденных на территории комплекса Мяодигоу, и урна из комплекса Хуншань-мяо. Во всех трех случаях фигурки ящерицы выполнены в горельефной технике и отличаются реалистичностью и живостью. На одном из черепков спинка ящерицы покрыта резным и закрашенным сверху черной краской «елочным» узором, на другом — круглым вдавленным орнаментом. Оба приема позволяют создать эффект чешуйчатого тела, который еще более усиливается показом ящерицы в движении. К сожалению, по сохранившимся фрагментам сосудов невозможно ни установить их категорию, ни реконструировать их общую декоративную композицию. О том, что она могла собой представлять, видно на примере урны: фигурка ящерицы, выполненная в той же самой художественной манере, показана как бы взбирающейся по стенке сосуда. Очевидно также стилистическое сходство этих изображений с зооморфными росписями на баньпоской керамике, что свидетельствует о существовании в центрально-яншаоских культурах общей орнаментально-художественной традиции, которая владела и графикой, и пластикой.

Введение трехмерных изображений в архитектоническую композицию изделий и изготовление сосудов в виде скульптурных фигур практиковалось, хотя и с разной степенью активности, как в Яншао, так и в других культурах, прежде всего восточных и юго-восточных.

В яншаоском орнаментальном искусстве этот прием чаще всего использовался для художественного оформления крышек-гай, которые могли делаться в виде фигурок животных и птиц, пусть даже в крайне примитивном их исполнении. Наибольший же интерес в данном случае со всех точек зрения представляет серия крышек, входящих в комплект погребальных сосудов комплекса Баньшань. Все они являют собой изображения голов антропоморфных существ, которые имеют сходное пластическое решение и графическое оформление: голова на удлиненной шее, посаженной на широкое звездообразное основание. Лицо, шея и основание фигурок покрыты сложной росписью, отдаленно передающей черты человеческого лица или полузооморфно-полуантропоморфной личины. На макушке голов видны два небольших конических выступа либо круглых выпуклых налепа, которые в научной литературе ассоциируются с рогами. На одной из крышек «рога» дополнены изображением змеи. Ее головка с широко раскрытой пастью высовывается как раз между ними, а длинное извивающееся тело проходит по затылку фигурки. Кроме того, эта крышка выделяется и по сложности ее росписи. Лицо фигурки — овальное, плоское и слегка вогнутое, что делает его похожим на чашу или тарелку, — обведено контурной линией. От глаз вверх и вниз отходят параллельные четные полосы. Такие же полосы радиально расходятся ото рта. Основание фигурки имеет 19 зубцов и разделено черными полосами на секторы, тринадцать из которых расписаны волнистыми линиями, а остальные шесть — ромбами (по два в каждом секторе). Большинство исследователей склонны считать баньшаньские крышки полноценными скульптурными изображениями, носящими сугубо культовый характер. В частности, существует точка зрения, что они составляли часть керамического комплекса, художественно и функционально аналогичного древнеегипетским канонам. Что касается возможной семантики самих фигурок, то, как и в случае с баньпоскими «личинами», в них усматривают изображение либо божества, либо усопшего предка, либо священнослужителя (шамана) с ритуальной маской на лице. Не менее важно и определенное морфологическое сходство фигурок с «личинами». Несмотря на все присутствующие в них фантазийно-зооморфные вкрапления, они выдержаны в целом в той же самой стилистической манере, тяготеющей к художественному натурализму. Не исключено, что именно баньшаньские крышки послужили прообразом одного из вариантов луншаньских гай, которые входят в комплект некоторых сосудов, найденных на территории провинции Хэнань. Перед нами еще одно важное свидетельство, с одной стороны, устойчивости региональных художественных традиций внутри Яншао, а с другой — влияния луншаньского гончарного дела на местное творчество.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Китайская неолитическая пластика arrow Орнаментация сосудов фигурками   © ArtofEast.ru All rights reserved.