История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Сосуды, выполненные в виде скульптурных изображений

24.12.2011 г.

сосуд,который,культура,птица,изображение,виде скульптурных,виде скульптурных изображенийСреди западно-яншаоских артефактов присутствуют также несколько сосудов, целиком выполненных в виде скульптурных изображений. Отдельного упоминания заслуживают мачанский сосуд, в контурах и росписи которого угадывается фигура птицы, похожей на сову, и мацзяяоский ковш-шао. Шао — очень редкая для неолитической керамики категория, представляющая собой изделие, похожее по форме на овальную чашку-бо, которая снабжена длинной ручкой, и, возможно, относится исключительно к погребальной утвари. Тем более интересным представляется художественное решение этого ковша. Он выглядит в профиль как плавающая в воде птица. Если смотреть на него спереди, то голова птицы оказывается подобием антропоморфной личины. То есть данное изделие обладает метаморфическим свойством, которое в дальнейшем тоже станет одной из важнейших типологических особенностей всего китайского искусства. Самым же примечательным для разбираемой художественной серии артефактом справедливо считать бутылевидный сосуд, обнаруженный в верхних слоях западно-яншаоской культуры Дадивань. Его горлышко изображает голову человека, с детальной проработкой всех лицевых черт, а также прически (волосы, как будто подстриженные «в кружок»), Тулово же сосуда по своим контурам напоминает очертания человеческой фигуры, а его роспись — красной краской по серовато-коричневому фону — создает впечатление нарядного одеяния.

В гончарном деле юго-восточных и восточных культур исполнение сосудов в виде скульптурных изображений стало еще более популярным, чем в Яншао, художественным приемом. В конфигурации многих сосудов, прежде всего кувшинов-куай, нетрудно уловить фигуры различных животных (собаки, буйвола, свиньи) и птиц. Наиболее же устойчивый характер этот прием приобрел в гончарном деле культуры Давэнькоу. На сегодня известны уже более 10 образцов сосудов-скульптур, воспроизводящих фигурки стоящей и лежащей свиньи, черепахи и птицы. Попутно заметим, что популярность образа свиньи в художественном творчестве восточных культур была обусловлена местными верованиями, в которых, что подтверждается и другими археологическими материалами, это животное почиталось священным. Все давэнькоуские сосуды-скульптуры тоже выполнены в реалистической манере и к тому же отличаются живостью и выразительностью, являя их подлинными произведениями изобразительного искусства.

Собственно пластика также проявляет себя в различных регионах неолитического Китая, но в каждом из них она находит свое специфическое воплощение.

Наиболее совершенной и разнообразной традицией пластического искусства обладали, как выясняется, культуры хуншаньского круга. Древнейшие его образцы принадлежат ранним слоям комплекса Хоутайцзы, где обнаружено около 20 каменных статуэток, различающихся как размером, так и типом изображений. Большинство из них представляют собой скульптуры средней величины (32,7 х 23,5, 34 х 17 см), воспроизводящие обнаженную женскую фигуру в трех основных позах: в «позе эмбриона» (со сложенными на животе руками и сведенными под ним ногами), в коленопреклоненной и в сидячей позе. В двух последних случаях ноги фигурок показаны чуть разведенными — так, что видны половые органы. Для статуэток «в позе эмбриона», среди которых есть изображения и меньших размеров (высота 9,5 см), отчетливо обозначены грудь и выступающий округлый живот. Подобные морфологические признаки были, как известно, характерной принадлежностью архаической (палеолитической и неолитической) культовой скульптуры, связанной с аграрными верованиями и культом плодородия. Лица фигурок, как правило, достаточно тщательно проработаны: показаны все лицевые черты, передающие внешний облик представителей монголоидной расы. Еще одна статуэтка (высота 7,5 см) представляет некое животное или зооморфно-фантастическое существо, главной отличительной особенностью которого являются огромные круглые глаза.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Китайская неолитическая пластика arrow Сосуды, выполненные в виде скульптурных изображений   © ArtofEast.ru All rights reserved.