Обжиг наиболее ответственная операция в гончарном ремесле. Недаром именно этот процесс обставлялся всевозможными магическими ритуалами. Однако мастера не ограничивались обрядами, молениями и причитаниями, а тщательно готовились к обжигу, считая его самым трудным производственным этапом керамического ремесла, так как именно в этот период заканчивается изготовление изделия. В период обжига завершаются процессы получения керамического изделия — необходимое превращение и спекание как самого материала черепка, так и образование глазури, закрепление красок росписи. Как показывают данные исследования, мастера превосходно справлялись с этим сложным делом, опираясь на богатый опыт поколений гончаров. Материалом для характеристики некоторых сторон технологии обжига средневековых изделий являются археологические находки гончарных печей и печного инвентаря, сам керамический материал, данные этнографические и рукописных средневековых источников. Используя результаты специальных технологических исследований фрагментов средневековой керамики Средней Азии VIII—XII вв.: пенджикентской, ранне-средневековой афрасиабской, магианской, хуттальской (хуль-букской, мардатсайской, бывшего Октябрьского района) и привлекая опубликованный археологический материал, а также материалы, полученные при экспериментах, автор коротко останавливается на ряде следующих вопросов технологии обжига: температура и режим обжига поливных и неполивных изделий, обжиг поливных изделий и его особенности (обжиг однократный и обжиг двухкратный), некоторые особенности приемов, используемых средневековыми мастерами, отдельные замечания о характере и принципах устройства средневековых обжигательных печей. |
|
|