Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Печной инвентарь

01.07.2010 г.

Обжигу высушенных изделий предшествовал сложный процесс расстановки гончарных изделий в печи. Насколько серьезно средневековые мастера занимались этим делом, свидетельствуют находки разнообразного печного инвентаря - глиняные подставки, треноги. На многих средневековых глазурованных изделиях сохранились следы треног в виде отпечатков или налепов (например, на изделиях Хульбука,

Лягмана, гончарной печи бывшего Октябрьского района, Магиана, Афрасиаба). Подставки-треноги, обнаруженные на территории городищ—Хульбука, Мара-Тепе, Магиана, Мерза,. Пайкенда, Афрасиаба различны по размерам. Разнообразны по ферме и размерам треноги Мерва (от: крупных до миниатюрных, с ножками вверх и вниз), Хульбука (крупные с довольно высокими концами ножек и плоской нижней частью, треноги со слегка вогнутой нижней частью поверхности, маленькие треножки с тоненькими заостренными конусиками, расположенными на одном уровне). Чем аккуратнее выполнена тренога, тем тоньше вершина конуса лапки, тем удобнее они в употреблении и большая вероятность отсутствия следов их на обожженных глазурованных изделиях. Подставки-треноги, обнаруженные на территории средневековых городищ, аналогичны современным, известным под названием сипая. Они широко используются мастерами Шахрисябза, Ташкента, Гиждувана, Каратага.

Другим часто встречающимся предметом печного инвентаря являются глиняные штыри. Они представляют собой округлые колья с закругленной, суженной на конце верхушкой. На поверхности штырей часто прослеживаются следы пальцев рук, перехватывающих их при лепке. Такие штыри «обнаружены, в большом количестве в Хульбуке, Пайкенде, в Мерве и на территории многих других средневековых памятников. В Мерве, наряду с разными по размерам и виду штырями, обнаружены фрагменты кирпичей с отверстиями, в некоторых из них сохранились обломки вставленных штырей. Такие же отверстия в стенках с остатками штырей и часто в совокупности со значительным количеством обломков их внутри топочной камеры были обнаружены в печи, найденной на территории колхоза «Коммунизм» Ленинского района Таджикской ССР. Отверстия для штырей, расположенные в четырех—шести сантиметрах друг от друга, по стенкам печи создают довольно плотное кольцо. Штыри, вставленные в эти отверстия, образовывали по внутренней стене обжигательной камеры своеобразную (несплошную) полку.

Интересно, что и в печи, найденной В. В. Джапаридзе в Тбилиси и относящейся к XIII в., сохранилось пять ярусов таких штырей, Печь с высоким куполом и рядами колышек для обжига изделий описывается автором упомянутого кашанского трактата.

Размеры штырей были различными, например, длина некоторых хульбукских достигает 40—50, а ширина—8—8,5 см. Посуда на них навешивалась при помощи специальных глиняных коромыслец, полочек и другого инвентаря.
Применение штырей известно и по этнографическим данным. М. К. Рахимов сообщает о штырях в риштанских печах XIX—XX вв. «В стенках камеры (обжигательной.—Э. С.) на определенном расстоянии друг от друга имелись отверстия глубиной 8—10 см, куда вставлялись штыри (козик) длиной: 25—35 и толщиной 5—6 см. Делались они из гильботы с добавкой».

При археологических раскопках вместе со штырями находят и другие предметы, употребляемые часто в сочетании с ними, например, небольшие глиняные коромыслица и специальные кольца с натеками зеленой глазури в Пайкенде. Фрагменты таких коромыслец обнаружены и в Хульбуке. Мелкие глазурованные сосуды вешались на коромыслица,. перекидываемые через штыри. Более крупные устанавливались на них при помощи глиняных колец. В Хульбуке вместе со штырями употреблялись особые глиняные полочки. Ширина их 10—12 см. Они имеют уплощенную поверхность и суженный острым овалом край. На поверхности отмечаются следы пальцев, которыми мастер уплощал полочку. Длину этих полочек установить трудно. Все они сохранились в сильно фрагментированном виде. Полочки укладывались на штыри и на них непосредственно или при помощи подставок-треног устанавливались глазурованные изделия. На некоторых, полочках сохранились следы зеленой глазури, на штырях — следы оловянной бирюзовой глазури и белой прозрачной.

При помощи полочек и других вышеназванных предметов печного инвентаря осуществлялась расстановка изделий в обжигательной камере средневековой печи.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.