Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Двукратный обжиг или двойной

01.07.2010 г.

Двукратный обжиг был необходим и в тех случаях, когда изготовляли тонкостенные изделия с толстым слоем оловянной глазури, имитирующей фарфор. Двойной обжиг является непременным условием изготовления люстровых изделий. Описание некоторых приемов обжига люстровых изделий, т. е. изделий двойного обжига, мы находим в названном трактате кашанского мастера.

Специальные исследования керамического материала объектов X—XII вв., Афрасиаба, Хульбука, Магиана, Калаи-Боло, комплекса гончарной печи Октябрьского района, Ахси-кета, Минг-Урюка. позволило предположить применение в рассматриваемый период обоих видов обжига и различных вариантов двукратного. При однократном обжиге изделие и глазурь обжигались одновременно и один раз. При двукратном — отмечаются различные варианты.

Первый вариант предполагал первоначальный обжиг неглазурованного и неангобированного изделия. Затем по обожженному черепку наносились ангоб и глазурь и изделие обжигалось снова. О применении такого варианта может свидетельствовать наличие среди поливных изделий совершенно-аналогичных по форме, характеру, величине, технике изготовления неполивных изделий.

Они составляют незначительный процент, для того чтобы предположить более дешевый выпуск на продажу неполивных изделий, имеющих аналогичную поливным форму. О применении такого вида двукратного обжига свидетельствует также наличие среди керамического материала фрагментов, микроскопическое исследование которых показало большую разницу в температуре обжига черепка и ангоба. (Например, изделие типа округлой чаши с подглазурной росписью из Хульбука, КП-140/82 A) Такой вариант В. А. Вяткин предполагал для некоторых изделий Афрасиаба. Он писал: «Так как обжиг черепка требовал сравнительно высокой температуры, нежели глазурь, то посуда подвергалась двойному огню», т. е. здесь подразумевается более высокий первый обжиг, как например, для хульбукского образца КП-140—82 А. Обжиг этого вида мог быть обусловлен необходимостью получения более прочного черепка, чем это было возможно при температуре для получения хорошего качества глазури. Кроме того, возможно, при том составе глины, из которой был приготовлен черепок, хорошая ровная глазурь, краски и сам ангоб получались лучше на обожженном черепке. Нанесение ангоба на обожженный черепок в ряде случаев рекомендуется в технологической литературе. Двухкратному обжигу подвергались изделия с оловянной глазурью (что известно и для риштанских мастеров XIX в.).

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.