История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Бронза в изобразительном искусстве

02.07.2010 г.

Все сказанное имеет прямое отношение и к изобразительному искусству. Наибольшие его достижения, как мы могли заметить, относятся к области искусства прикладного, и степень его утилитарности, будь то практические или чисто религиозные нужды, во многом определяет направление его развития. Освоение бронзы почти повсеместно заканчивается к середине II тыс., и вся вторая половина II тыс., называемая обычно периодом расцвета 6ронзы, проходит под знаком совершенствования и блистательных успехов в области художественной металлопластики, равно как в искуснейшей обработке твердых поверхностей металлическими резцами, в частности в изделиях из слоновой кости.

Основой поисков художников становится область композиции, и если в искусстве ранних земледельцев художник овладевает в первую очередь прямой линией, а в искусстве шумерского периода он подходит к овладению формой, устанавливая одновременно принципы построения фигуры на плоскости, то, уже начиная с аккадского искусства и до эпохи греческой античности включительно, ближневосточное искусство будет решать в первую очередь чисто композиционные проблемы. Положение фигуры в пространстве, движение (не говоря уже о передаче психологии) не занимает мастера и почти всегда, за исключением случайных находок, решается условно, так же как и цвет, который большей частью локален; художника интересует исключительно эффект сочетаний, поэтому раскраска условна, и мы встречаем синие бороды у быков и голубых и розовых лошадей. Зато в сочетании форм и узоров, в многообразии концентрических, овальных, фризоподобных композиций, в парадности и праздничности общей картины мастера добиваются не-обыкновенного совершенства. Строгого канона, который начал намечаться к концу III тыс. в искусстве деспотических объединений типа III династии Ура, так и не возникло. При стойкой традиционности работ в каждом определенном материале - в керамике, слоновой кости и особенно в металлопластике, при том, что искусство объединено сакральной общностью, этническая пестрота и тесные связи между городами освобождают его от рамок канона: каждый заимствует у каждого, и каждый делает это по-своему, как особенно ярко продемонстрировали нам это города-соседи: Тир, Библ, Сидон, Угарит. Тема человека, воплощенная в образе антропоморфного божества, так свежо и живо переданная в раннем шумерском искусстве, несколько бледнеет и дробится в последующие периоды. II тыс. до н. э. выдвигает на первый план свою тему — демонологию.

Мир изобразительного искусства заселяется личными богами-хранителями, добрыми и злыми демонами, последние — безобразного, отталкивающего вида. В этот период расширения и увеличения мира человек получает двойника или даже двух — охраняющее доброе и губящее злое начало, что находит свое отражение в симметричных, как бы раздвоенных композициях. Любопытно, что геральдическая, стремящаяся к центру композиция не характерна для общего направления композиционных поисков, она появляется не часто и лишь в определенные периоды, например в аккадском искусстве. Однако она утвердит себя в первой половине I тыс. до н. э. в художественном творчестве «великих империй», и центром такой композиции станет обожествленный царь.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Бронза в изобразительном искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.