История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Характерные признаки искусства хурритов

02.07.2010 г.

Группы, родственные хурритам, или даже просто различные ответвления этой обширной языковой группы, в районах Закавказья обитали уже во II тыс. до н. э. Исследователи относят к ним урартов, появившихся на исторической арене в I тыс. до н. э., и в какой-то мере этивцев (условное название, предложенное И. М. Дьяконовым), группу, заселявшую центральное и восточное Закавказье; возможно, именно к этой группе относятся замечательные памятники курганных погребений в поселениях Триалети середины II тыс. до н. э. вблизи современного армянского города Кировакана и на берегу озера Севан, в Лчашене. Все эти памятники представляют собой погребения богатых вождей, в могилы которых положена золотая, серебряная и бронзовая утварь. Захоронение сопровождалось, по всей видимости, обильными жертвоприношениями — людей и скота. О местной принадлежности изделий говорит техника изготовления и характерная тематика изображений.

Тем важнее окажутся хурритская одежда - короткая колоколообразная юбочка и об вь с загнутыми носками на кубке из Триалети, равно как и общее впечатление от узора с мелкими фи-гурками людей, разбросанными по поверхности, и от изящных волнообразных линий в орнаменте. Если изделия из Триалети и Кирова-кана демонстрируют только стилистическую близость прикладных художественных изделий Закавказья, Малой Азии и хурритского мира, то в погребении из Лчашена XIV-XIII веков до н. э. появляются и предметы, импортированные из этих стран или точно воспроизводящие южно-хурритские образцы. Митаннийские цилиндрические печати обнаружены и в Лчашене и в одном из могильников Осетии. Деревянные колесницы из Лчашена. судя по дошедшим до нас бронзовым моделям, и воинское вооружение - характерные шлемы с гребнем - были полностью идентичны хурритским.

Возможно даже, что некоторые памятники восточного Закавказья, в частности бронзовые пояса из Ханлара второй половины II тыс. до н. э. в отдаленном и опосредованном виде также обнаруживают хурритское влияние. Но тут оно может идти и из других областей, а именно из Ирана. Так. исследователи связывают с хурритским искусством знаменитый кубок из Хасанлу (одной из провинций Иранского Азербайджана; найден в 1958 г.) Гтенки кубка покрыты сюжетными изображениями, напоминающими хурритский миф, повествующий о попытке божества стихийных сил Куммарби вернуть1 себе престол, отнятый у него богом бури Тешубом (миф известен в хеттской редакции). Фигура хурритской обнаженной богини, сидящей верхом на баране, орнамент «плетенкой» и ряд других стилистических особенностей также сближают этот кубок с культурой хурритов.

Однако ряд образов и символов, несомненно, указывает и на индоиранское влияние: например, сцена, изображающая женщину на птице, или поза стрелка, поставившего лук на ногу, характерная для более позднего индийского и ахеменидского искусства. Кроме того, стиль кубка в целом сопоставим с некоторыми памятниками из Марлика (об этом подробнее сказано в главе «Искусство доахеменидского Ирана»). Проявления хурритского искусства увели нас далеко на восток от той исходной точки, с которой мы начинали: северной Сирии. Географически Сирия входит в состав территории, по своим природным условиям делящейся на три части: узкую полосу побережья Средиземного моря. отделенную от прочих районов хребтами Ливанских гор (Финикию). территорию за Ливанским хребтом до Евфрата (Сирию) и южную часть средиземноморского побережья, тянущуюся вдоль реки Иордан и Мертвого моря (Палестину).

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Характерные признаки искусства хурритов   © ArtofEast.ru All rights reserved.