Одна из наиболее изученных и, пожалуй, наиболее самобытных областей художественного творчества этих народов — хеттская архитектура, в которой уже с глубокой древности использовались крупномерные строительные материалы, чему мы не находим аналогий в соседних странах. Цоколи храмов представляли собой каменные ортостаты, стены сооружались из чередующихся слоев камня и глины (столбами), для крепления камней употреблялись круглые штыри. Круглая колонна, по-видимому, была незнакома ранним хеттам, обычно они применяли четырехугольные столбы из камня и глины. Необычна была и крыша — плоская, выступающая за стены и не имеющая ни парапета ни башни, что было принято в современной хеттам северной переднеазиатской и эгейской архитектуре. Для монументальных зданий характерно отсутствие симметрии в плане и в общей структуре здания. Пристройки шли, как правило, концентрическими рядами вокруг главной постройки (ср. храм I в Богазкёе и цитадель в Бююк-Кале). Распространены были подземные ходы — туннели, перекрывающиеся каменными сводами (в Аладже-Гуюк, например, и столице хеттов—Хаттусе). Хорошо известна архитектура Нового царства хеттов — по многолетним раскопкам немецкой археологической экспедиции в Хаттусе. Самая древняя часть города была расположена по склону холма, а цитадель — на высокой скале, являвшейся естественной границей города на юго-востоке. Мощная двойная крепостная стена циклопической кладки была укреплена контрфорсами и, прерываясь грядами скал, охватывала город с запада, юга и востока. С севера естественной границей города служила тоже скальная гряда. Городская стена проходила и в центре города, деля его на две части: нижний и верхний город. В южной стене было пять башенных ворот, трое из которых украшались рельефами — наиболее известны так называемые «львиные ворота» и «царские ворота» с фигурой бога - громовика на внутренней стороне. Вершину параболической арки ворот образовывали два гигантских монолита. Центральное здание царского дворца было много-колонным, с портиком и большим за-лом. В южной части верхнего города располагались храмы различных богов, но главный из них, наиболее интересный по планировке, помещался в северном углу нижнего города и, видимо, был посвящен богу бури. Храм имел длинный внутренний двор, куда выходила открытая лоджия с колоннами, отмечавшая ту часть храма, где располагалось святилище и куда можно было попасть только через ряд помещений, в отличие от храмов вавилонских. В конце святилища помещалась статуя, ярко освещавшаяся окнами на задней и боковой стенах. Пилястры на задней стене лоджии соответствовали колоннам.
|