История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Культура рушит территориальные границы

02.07.2010 г.

К концу III- началу II тыс. до н. э. культура Ближнего Востока вышла таким образом из рамок территориальной замкнутости, и развитие культур II тыс. проходит под знаком все более тесных контактов, связей и взаимовлияний. При этом развитие культуры по-прежнему протекает необычайно медленно, и счет на тысячелетия в данном случае оправдан не только известными памятниками, но и всем ходом развития общества. По-прежнему для древневосточной культуры характерна глубокая сакральность, и всякое человеческое знание воспринимается как божественное откровение.

По-прежнему господствующим оказывается политеизм, который дает возможность развиваться параллельным, а иногда и противоположным верованиям. Показателем развития культуры общества в значительной мере служит письменность. Переход от устного слова к письменному знаменует новый этап развития. Но это не только начало пути, но одновременно и его результат: сама потребность общества что-то закрепить, зафиксировать является определенным критерием его развития, и почти всюду письменность появляется на грани перехода от родового строя к государственному. В Шумере письменность, как мы уже видели, была изобретена в конце IV- начале III тыс. до н. э., в Египте - в конце IV тыс., а в Эламе, хотя и несколько позже, чем в Шумере, но, видимо, вполне самостоятельно. Народы II тыс. до н. э., ознакомленные с письменностью более развитых цивилизаций - во всяком случае, с самой идеей письменности, - вполне могли воспользоваться и пользовались готовыми уже системами. Во II тыс. до н. э. возникло несколько новых систем письменности, причем часто они сосуществуют с системами заимствованными.

Существует представление о распространении письменной культуры среди очень узкого круга лиц. Однако исследования показывают, что грамотность на Древнем Востоке не была таким уж редким явлением. Во многих частных домах обнаружены литературные произведения: над-смотрщик над пастухами сам мог составить примитивную отчетную ведомость, часто со многими ошиб-ками, но все же мог. Уже в III тыс. от образованного писца требуют знания хотя бы двух языков. И если даже неграмотна (или малограмотна), то практически многоязычна была значительная часть населения Древнего Востока. Распространителями многоязычия в этой среде должны были быть в первую очередь торговцы — начиная от мелкого разносчика товаров и кончая владельцем каравана; категория эта с глубокой древности была необычайно обширной, о чем свидетельствуют не только историко-экономические, но и фольклорные данные. Торговля на Востоке никогда не ограничивалась экономической функцией; рынок — это средоточие общественной жизни, это обмен сведениями, сплетнями, это материал для наблюдений, приобретение жизненного опыта, участие в совместном своеобразном обряде («поторговаться»), то есть параллельно обмену материальному происходит обмен духовный, обмен культурой. Купец на Древнем Востоке является, таким образом, своеобразным носителем культуры, и недаром купец-воин, купец-философ, купец-поэт, находчивый и мудрый торговец-путешественник, искатель приключений на многие столетия делается главным героем восточной литературы, а идеалом, к которому стремятся герои восточных сказок, является мечта о собственной небольшой торговле (которую всегда можно сочетать с занятием каким-либо ремеслом и даже земледелием).

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Культура рушит территориальные границы   © ArtofEast.ru All rights reserved.