На расстоянии около трех километров от Богазкёя находилось открытое святилище. Его современное название — Язылыкая (Расписные скалы). В двух сообщающихся между собой естественных ущельях на скалах, образующих стены святилища, развертывается шествие идущих навстречу друг другу двух верениц богов. Длинная лента рельефа имеет высоту около метра и дает нам представление о хетто-хурритском пантеоне. Датируются эти разновременные изображения в целом не позднее конца II тыс. до н. э. Главное святилище представляло собой большой зал - около 30x18 м. куда как бы сходились процессии главного бога и богини. У подножия скалы помещался плоский камень — жертвенник. Восточнее главного зала располагалась галерея, ведущая во внутреннее святилище, покрытое изображениями хурритских божеств. Для монументального хеттского искусства характерно подчинение скульптуры и рельефа архитектуре, что обнаруживается в рассмотр енных нами архитектурных сооружениях — ворота, оканчивающиеся изображениями львов и женщин-сфинксов, оформление арочных входов. Круглая скульптура была преимущественно монументальна и зависела от глыбы камня. Последнее, видимо, тесно связано с древним культом отдельно стоящего камня. Мощь, монументальность связывалась с камнем, горой; каменным, по хеттским воззрениям, был и небосвод. Поэтому для хеттского искусства характерен наскальный плоский рельеф, где изображение как бы вписывается в окружающий пейзаж, становится неотъемлемой его частью. Таковы наскальные изображения на горе Сипил — фигура Хебат, богини-матери хеттского и хурритского пантеона, представляющая собой плоский, почти непроработанный рельеф (позднее греки принимали его за изображение окаменевшей от горя Ниобеи), и бога-громовика в Кара-беле или хеттского царя Муваталиса (ок. 1 300 г. до н. э.) в молитвенной позе в Киликии, на берегу реки Пирам. При этом надо учесть, что чрезмерная плоскостность рельефа отчасти может быть и результатом работы времени и ветров. Статичность, свойственная древневосточному искусству даже при попытке изобразить движение, особенно ощутима в хеттских монументальных скульптурах - почти все пропорции тяжелые и массивные. Правда, влияние египетского и шумеро-вавилонского искусства которое ощущается в хеттских памятниках меньше, чем в хурритских и сиро-финикийских, одновременно сделало хеттское искусство более свободным от канонов. Может быть, поэтому мы и встречаем иногда в хеттских памятниках чисто профильную постановку глаз, непроизвольную позу, естественный поворот тела. Гораздо менее изучена хурритская архитектура. Типичным хурритским жилищем, судя по изображениям и по глиняным моделям-курильницам, воспроизводящим архитектурные формы, была многоярусная башня - «димту», где жила больше семейная домовая община, а в нижнем ярусе держали скот. Вокруг башни могли размещаться и глинобитные постройки, образовывавшие иной раз целое селение. Разросшаяся боль-шесемейная община включала иногда несколько небольших селений.
|