История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Открытое святилище

02.07.2010 г.

На расстоянии около трех километров от Богазкёя находилось открытое святилище. Его современное название — Язылыкая (Расписные скалы). В двух сообщающихся между собой естественных ущельях на скалах, образующих стены святилища, развертывается шествие идущих навстречу друг другу двух верениц богов. Длинная лента рельефа имеет высоту около метра и дает нам представление о хетто-хурритском пантеоне. Датируются эти разновременные изображения в целом не позднее конца II тыс. до н. э. Главное святилище представляло собой большой зал - около 30x18 м. куда как бы сходились процессии главного бога и богини. У подножия скалы помещался плоский камень — жертвенник. Восточнее главного зала располагалась галерея, ведущая во внутреннее святилище, покрытое изображениями хурритских божеств. Для монументального хеттского искусства характерно подчинение скульптуры и рельефа архитектуре, что обнаруживается в рассмотр

енных нами архитектурных сооружениях — ворота, оканчивающиеся изображениями львов и женщин-сфинксов, оформление арочных входов. Круглая скульптура была преимущественно монументальна и зависела от глыбы камня. Последнее, видимо, тесно связано с древним культом отдельно стоящего камня. Мощь, монументальность связывалась с камнем, горой; каменным, по хеттским воззрениям, был и небосвод. Поэтому для хеттского искусства характерен наскальный плоский рельеф, где изображение как бы вписывается в окружающий пейзаж, становится неотъемлемой его частью. Таковы наскальные изображения на горе Сипил — фигура Хебат, богини-матери хеттского и хурритского пантеона, представляющая собой плоский, почти    непроработанный рельеф (позднее греки принимали его за изображение окаменевшей от горя Ниобеи), и бога-громовика в Кара-беле или хеттского царя Муваталиса (ок. 1 300 г. до н. э.) в молитвенной позе в Киликии, на берегу реки Пирам. При этом надо учесть, что чрезмерная плоскостность рельефа отчасти может быть и результатом работы времени и ветров.

Статичность, свойственная древневосточному искусству даже при попытке изобразить движение, особенно ощутима в хеттских монументальных скульптурах - почти все пропорции тяжелые и массивные. Правда, влияние египетского и шумеро-вавилонского искусства которое ощущается в хеттских памятниках меньше, чем в хурритских и сиро-финикийских, одновременно сделало хеттское искусство более свободным от канонов. Может быть, поэтому мы и встречаем иногда в хеттских памятниках чисто профильную постановку глаз, непроизвольную позу, естественный поворот тела. Гораздо менее изучена хурритская архитектура. Типичным хурритским жилищем, судя по изображениям и по глиняным моделям-курильницам, воспроизводящим архитектурные формы, была многоярусная башня - «димту», где жила больше семейная домовая община, а в нижнем ярусе держали скот. Вокруг башни могли размещаться и глинобитные постройки, образовывавшие иной раз целое селение. Разросшаяся боль-шесемейная община включала иногда несколько небольших селений.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Открытое святилище   © ArtofEast.ru All rights reserved.