История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Памятники искусства Палестины

02.07.2010 г.

По сравнению с отточенными и совершенными изделиями финикийских мастеров памятники соседней Палестины, известные пока в очень небольшом количестве, производят впечатление несколько провинциальное. Один из ранних известных нам палестинских памятников — базальтовый рельеф из Бет-Шеана, неподалеку от Самарии, - восходит к середине III тыс. до н. э. и воспроизводит излюбленную для всей Передней Азии сцену - охоту на львов. Он разделен на два регистра, и его традиционная композиция много удачнее, чем сама резьба.

Движениям животных не хватает экспрессии, да и изображаемые позы неточны. Более эффектны памятники из слоновой кости, где так же характерно сочетание египетских, хурритских, средиземноморских мотивов. Не исключено, что многие из этих поделок — привозные. Интересен еще один своеобразный вид памятников, обнаруженный в Бет-Шеане, — переносные алтарики из терракоты конической формы. Обычно они украшались росписью или рельефами, изображающими птиц и змей - символы переднеазиатской богини плодородия. Особенно необычен один из них в виде трехъярусного прямоугольного здания, несколько напоминающего зиккурат Двуречья. Это изображение тем более ценно, что сведения о культовой и светской архитектуре Палестины очень незначительны, хотя по сохранившимся в развалинах, а чаще только в описаниях памятникам она восходила к местным древним традициям. Например, Иерихон начала II тыс. до н. э., расширяясь и перестраиваясь, мало чем отличается от Иерихона III тыс. до н. э.: крепостная стена, окружающая город, как и более древняя, сложена из кирпича на каменном основании с углублениями с внутренней стороны и прямоугольными и полукруглыми башнями, но к указанному времени толщина ее увеличивается с одного метра до двух и возводятся новые укрепления - раз-рушенные старые стены превращаются в вал с толстым слоем обмазки.

Что касается знаменитых дворцов и храмов начала I тыс. (дворец и храм царя Соломона в Иерусалиме), не сохранившихся даже в развалинах, то, судя по описаниям, они представляли собой типичные для финикийской архитектуры сооружения — с двойными дверями, фланкируемыми пилястрами, и, возможно, многоэтажные, что было характерно для прибрежных жилых строений, и выделялись только богатством внешней декорировки, чем также славились и финикийские дворцовые комплексы. Тесно связана с культурой Ближнего Востока и культура древней Аласии (Кипра). Примерно с XV века до н. э. этот остров становится форпостом Эгейского мира на Востоке. Его связи с Критом устанавливаются, главным образом, с помощью Угарита, который к этому времени имел самый сильный флот. Легко добирались до острова и египетские и хеттские корабли, привлеченные его медными рудниками. Памятники, близкие малоазиатским, встречаются на Кипре еще в период неолита, и возможно, они и были туда занесены древними выходцами из Малой Азии. На искусстве киприотов, как и на искусстве восточного побережья Средиземного моря, отразились постоянные связи с разнообразными культурами, поэтому в его памятниках мы встречаем и следы египетского влияния (ср. фигурку сидящего флейтиста) и малоазиатские (сидящая богиня с младенцем на руках), а впоследствии - и черты греческого искусства. Однако произведения кипрского искусства выглядят как вполне самобытные переработки во вкусе местных мастеров. В середине II тыс. на Кипре появляется большая колония выходцев из микенской Греции и с островов Эгейского моря.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Памятники искусства Палестины   © ArtofEast.ru All rights reserved.