История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Традиции вавилонской культуры

02.07.2010 г.

Традиции вавилонской культуры гораздо лучше можно проследить по памятникам соседних с Вавилоном государств, чьи судьбы многие столетия были с ним тесно связаны, -восточному соседу Вавилонии Эламу и государству Мари на Среднем Евфрате. Если художественное творчество Элама в конце V-IV тыс. до н. э. оказало определенное влияние на искусство и культуру Шумера, то в последующие периоды, с того времени, когда Двуречье стало ведущим культурным и экономическим центром Передней Азии, Элам находился под сильным влиянием его культуры. Прекрасным примером развития аккадских традиций может с л у жить так называемая «голова эламского царя» из Хамадана (Иранский Азербайджан), отлитая из меди и относящаяся, по-видимому, к середине II тыс. до н. э. Однако уже и в ней под общим «аккадским» впечатлением можно уловить своеобразные, чисто эламские черты.

Так, совершенно в иной, чем в Двуречье, манере трактованы линии бровей и нижних век — они не сведены к переносице, но поставлены косой линией, что придает взгляду несколько уклончивое выражение. С незначительными вариациями эти черты позднее будут воспроизведены ив других эламских терракотовых и металлических фигурках, общий облик которых — вавилонский. То же проявляется и в строительстве. Наряду с повторением форм архитектуры Двуречья, примером чему может служить прекрасно сохранившийся пятиэтажный зиккурат в религиозном центре Элама Дур-Ун-таше (ныне Чога-Замбиль), мы встречаем нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, по мнению ряда исследователей, жильем в жаркие летние месяцы. Своеобразны и гигантские эламские наскальные рельефы с изображением культовых сцен (большинство из них скрыты под сасанидскими изображениями III в. н. э.).

Еще теснее было связано с южным Двуречьем государство Мари, возможно, возникшее как колония выходцев из низовьев Евфрата. Раскопки французской археологической экспедиции в Мари позволили ознакомиться с храмовой скульптурой и стенными росписями вавилонского времени; кроме того, археологами был вскрыт огромный дворцово-храмовый комплекс — знаменитый царский дворец в Мари, о великолепии которого сохранились восхищенные отзывы современников. Дворец представляет собой разросшийся жилой дом и в этом плане ничего нового не содержит (равно как и традиционный храмовый комплекс). Интересен только вход в главное помещение, оформленный двумя башнями по сторонам, а также парадные залы с росписями культового характера. Это большая сухая иератическая композиция, изображающая богов и богинь в традиционных позах и в каноническом грехчетвертном развороте, с орнаментальным обрамлением в виде волнистых линий. При всей статичности изображения сцены производят впечатление гармоничными сочетаниями красновато-коричневой гаммы и контрастами белого и черного цвета. Хуже центральной композиции сохранились другие части росписи, содержащие живые и яркие сцены совсем иного плана: рыбак, несущий свою добычу на плече, воин, пораженный дротиком, сбор плодов с финиковой пальмы.

Здесь вводятся зеленый и голубоватые тона, и в фигурах, позах, форме деревьев ощущается явное знакомство мастера с египетскими росписями, чему есть и прямое свидетельство: цветок лотоса, спускающийся с пояса царя в одной из плохо сохранившихся сцен. И в росписях и в одной из керамических форм для печения встречается попытка перспективного изображения, видимо, результат случайного наблюдения. Действительно, «искусство всегда может и умеет то, чего хочет, но и только то, чего хочет», — проблема пространства не ставилась в древне-восточном искусстве, равно как и проблема движения, которую заменяли задачи чисто композиционного порядка.

Как и в египетских росписях,- в росписях из Мари заметно разнообразие этнических типов персонажей, и в этом плане особенно интересен воин, пронзенный дротиком. Его головной убор и тип клювоносого лица с маленьким подбородком очень близки небольшой алебастровой голове, происходящей также из Мари. Очень суммарно и скупо проработанные черты лица говорят о высоком чувстве пластики создавшего ее мастера. Предполагается, что перед нами образец хурритского искусства, о котором речь пойдет ниже. Остальная известная нам скульптура Мари выполнена в духе нижнемесопотамских традиций: это наиболее ранняя по времени статуя правителя Эбих-Иля, статуя Иштуп-Илума и ряд других. Статуя богини Иштар, найденная в храме, стилистически близка скульптурным портретам времени Гудеи и III династии Ура. В руках богиня держала сосуд, и через его дно шел канал внутри фигуры богини. Сама же статуя, стоящая у стены, соединялась с каналом за стеной. Видимо, она играла важную роль в ритуальных праздниках культа плодородия: в нужный момент достаточно было пустить воду по каналу, чтобы струя фонтаном брызнула из сосуда. Такое функциональное соединение архитектуры со скульптурой до сих пор еще не встречалось.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Традиции вавилонской культуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.