История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Угаритское прикладное искусство

02.07.2010 г.

Два прекрасных образца угаритского прикладного искусства более раннего времени (XV-XIV вв. до н. э.) - золотое блюдо и золотая чаша — в еще большей степени эклектичны. Два ряда изображений на блюде идут концентрическими кругами. Внутренний круг состоит из четырех фигур бегущих друг за другом животных, на внешнем - очень живо передана сцена охоты: охотник на колеснице, натянув лук, преследует каменного козла и двух туров. Перед колесницей и за ней мчатся собаки. Стремительное, вихревое движение заставляет вспомнить расписную керамику культуры Самарры - место обитания будущих северохурритских племен. Некоторые же исследователи прямо относят этот мотив к хурритским, однако ювелирная техника, несомненно, финикийская. На золотой чаше соединение орнамента «плетенки», рядов животных, крылатых сфинксов и быков создает впечатление изысканности и богатства, но если бы мы захотели «прочесть» его, думается, попытка эта была бы обречена на неудачу -в этом причудливом смешении трудно уловить смысл, мастера интересовало сочетание фигур, превращающихся в узор, проработка деталей, техника выделки.

Мы снова можем разложить эту композицию, выделив в ней хурритские, средиземноморские, египетские, переднеазиатские мотивы, но это не так уж и существенно: именно умелое сочетание и смешение их создает особый стиль, который хочется назвать не столько эклектичным, сколько органически смешанным. Возможно, монументальная пластика была развита в меньшей мере. До нас дошли главным образом произведения мелкой пластики, которые также носят прикладной характер, — это в основном медные, а также позолоченные бронзовые изображения сидящего или стоящего, вернее, идущего божества, преимущественно мужского, однако есть и женские. Прототипы этих образов восходят к древним местным традициям, но уже во II тыс. до н. э. вырабатывается стандартная иконография, соединяющая в себе и египетские и хеттско-хурритские черты. Статуэтки такого типа делались в массовом количестве. Этому способствовала и техника их изготовления в разъемной форме, позволяющей штамповать их в неограниченном количестве. Изображали они главное божество семитского пантеона — бога-громовика Ваала (аккадского бога бури Адада и хеттско-хурритского Тешшуба), который был также и умирающим и воскресающим богом природы.

Некоторые исследователи связывают с изображением Ваала уникальный памятник из Угарита второй четверти II тыс. — маленькую голову, вырезанную из слоновой кости, — но другие специалисты считают, что это портретное изображение одного из угаритских царей. Выразительно передано тонкое энергичное лицо с резким профилем. В то же время это прекрасный образец ювелирного искусства. Глаза, брови, врезы для ремешка головного убора — полихромные: из золота, лазурита и электрона, из золота же сделана часть головного убора -украшение из тонкой нити.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Угаритское прикладное искусство   © ArtofEast.ru All rights reserved.