История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Вавилонская культура

02.07.2010 г.

Вавилонская культура дошла до наших дней в основном в памятниках клинописи. Литература, наука, идеология и религия, экономика и общественные отношения, законодательство и школа и даже личная жизнь (по частным письмам) древних вавилонян открылась исследователям после изучения и публикации этих материалов. Об изобрази тельном искусстве этого времени мы знаем очень немного. Определенную роль тут сыграло неоднократное разрушение Вавилона, другой причиной оказалась плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит, как правило, не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным путем. Так, знаменитая стела царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и рельефным изображением самого царя перед божеством была найдена в соседнем Эламе — в Сузах; по ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура. Стела Хаммурапи производит впечатление простого подражания стеле Ур-Намму, но выполнена она гораздо менее тщательно. То же самое можно сказать и о глиптике: при общем повторении сюжетов, при следовании правилам, выработанным к концу III тыс., печати выполнены грубее и небрежнее, работа во многих случаях ремесленная и нечеткая. От вавилонского периода Дошло много глиняных статуэток личных божеств и гениев-хранителей дома. Обычно они выполнены также довольно грубо и примитивно. Как правило, плоские со спины, так как они ставились в специальную нишу или приставлялись к стенке, статуэтки эти интересны тем, что они, по всей вероятности, воспроизводят образцы недошедшей до нашего времени храмовой скульптуры.

Но существует и другая линия в вавилонском искусстве. Некоторые терракотовые рельефы, обнаруженные в частных домах, как будто вносят живую струю в сухие и стандартные изображения и композиции. Сцены эти, в действительности, видимо, тоже культовые, производят впечатление бытовых и зарисованных с натуры: кулачные бойцы, мальчик верхом на буйволе, скоморох с бубном, обнаженные танцовщицы, арфист, убиение чудовища двумя героями. Сюжеты многих сцен, по всей видимости, почерпнуты из мифологии и народных эпических сказаний. Рельефы эти, так же как и статуэтки, могли играть роль, близкую иконам с изображениями житий святых; несмотря на массовое изготовление таких изделий, художник в исполнении их демонстрирует наблюдательность и свободу в обращении с канонами при передаче движения. Композиции динамичны, в трактовке фигур со стройными пропорциями ощущается продолжение аккадских традиций. Рельефы выполнены в тонкой, еле заметной моделировке, поэтому их неуловимое изящество почти полностью пропадает в воспроизведениях. На некоторых печатях мы встречаемся со сценами, которые воспроизводят сюжеты аккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.

Отличается эта группа печатей от аккадских заполнением свободного пространства поля мелкими магическими фигурками и предметами, отношение которых к сюжету изображаемой сцены не всегда ясно: шары, крест с полумесяцем, человеческие руки, насекомые и животные. Интересны и приписываемые вавилонским мастерам образцы мелкой скульптуры: маленькая диоритовая головка, найденная в Сузах и называемая обычно скульптурным портретом Хаммурапи, с выразительным лицом (она вполне может быть и эламской работы), где удачно подчеркнут возраст изображаемого, или статуэтка человека, изможденного голодом, безусловно, имеющая магическое значение. Такие статуэтки, равно как и каменные головки отвратительной злобной богини-демона Ламашту по-видимому, должны были отваживать злых духов.

Во второй половине II тыс. до н. э. Двуречье почти на пятьсот лет попало под власть касситов, однако культура Двуречья сохранила свой облик. Это можно видеть и по памятникам глиптики и по касситским и послекасситским «кудурру» — межевым камням с рельефными изображениями. Собственно касситское искусство, о котором нам почти ничего не известно, по-видимому, не было воспринято вавилонянами. К его памятникам, прежде всего, следует отнести храм царя Караиндаша, где отсутствует внутренний двор — обязательная принадлежность построек Двуречья — и очень удачно введена скульптура во внешнем оформлении стен, что, возможно, объясняется касситским заимствованием из соседнего Элама.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow История искусства arrow Период сосуществования ближневосточных цивилизаций arrow Вавилонская культура   © ArtofEast.ru All rights reserved.