Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Топливо для обжига

01.07.2010 г.

О топливе, используемом средневековыми мастерами, у нас, к сожалению, недостаточно данных. Такой материал, как зола в печах, остатки углей до последнего времени мало интересовал археологов. Но все-таки, некоторые данные о золе мервских печей, рукописные источники и этнографические материалы позволяют в какой-то степени предположить, а в некоторых случаях и назвать конкретно топливо средневековых гончаров. С. Б. Лунина пишет, что на дне топки печки раскопа 3 «находился слой чистой серой золы с обуглившейся колючкой и угольками, очевидно, каллигонума. В топочном устье и несколько за его пределами имел место слой крупных древесных углей». Кроме дровяного топлива и колючек, употребляли, очевидно, камыш, щепки. Щепки в качестве топлива называет ар-Рази. В трактате кашанского мастера упоминается ореховое дерево.

Основным критерием при подборе топлива являлась его» способность давать жаркое, сухое пламя. Особенно тщательно подбиралось топливо, очевидно, для глазурованных изделий, поскольку для получения качественных глазурей необходимо чистое пламя. Различный выбор топлива для обжига глазурованных и неглазурсванных изделий кустарями-мастерами XIX в. отмечал Н. Кирпичников. По его словам, в Самаркандской области для обжига неглазурованных изделий употребляли навоз, помет, хворост. Для обжига глазурованных изделий использовали дрова, хворост, древесную кору. Употребление навоза и помета исключалось, во-первых, потому, что это топливо дает меньше тепла, которое при данном ремесле должно быть значительно выше, чем при катании неглазурованных, а во-вторых, потому, что навоз и юмет дают много сажи».

Иногда при обжиге изделий одного вида (глазурованных или неглазурованных) топливо меняется в процессе самого обжига. В Кар. атаге, например, при обжиге глазурованных изделий сначала жгут сухие дрова, подбрасывая их понемногу. Всего сжигают два ослиных вьюка дров. Затем начинают жечь рисовую шелуху—нармаи дюлй или нармаи биринц (отходы риса на крупорушках).

Вообще, для обжига керамических изделий предпочтительно использовать дровяное хорошо высушенное топливо. По этнографическим материалам известны следующие виды его:
1) ивняковый хворост (Ташкент); 2) степные травы (обжиг поливной посуды); 3) колючки янтака (Гыдждуван); 4). сухие дрова; 5) верблюжья колючка; 6) тростник; 7) камыш «шах», 8). хворост; чигит.

Дровяное топливо имеет целый ряд ценных качеств, среди них: легкая воспламеняемость, способность гореть длинным пламенем, малое содержание золы. Одним из основных недостатков его является недостаточная теплотворная способность, однако это частично устраняется тщательным высушиванием. Сушку топлива практиковали п средневековые мастера. В источниках часто встречаются оговорки о необходимой сухости топлива.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.