Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
продажа земельных участков

Восстановительная и окислительная среда

01.07.2010 г.

При обжиге гончарных изделий среда в печи может быть восстановительной — при избытке углерода в камере печи; окислительной — при преобладании кислорода воздуха, нейтральной, когда реакция горения происходит при теоретическом количестве кислорода воздуха. В практике мастеров, обжигающих свои изделия в напольных печах, происходит чередование окислительного и восстановительного пламени. При окислительной среде пламя, как правило, укороченное, оно не выделяет копоти; при восстановительной пламя более длинное, но коптящее, оно затемняет поверхность обжигаемых изделий, сосуды имеют темно-серый цвет.

Древние и средневековые мастера могли получать необходимую среду в нужное время и на определенный период. Об этом свидетельствует прежде всего археологический материал. Так, восстановитель.-зшй обжиг, как специальный технологический прием, применяли древние мастера для получения темного черепка или -темной поверхности сосудов, в частности, черных ангобов (см. раздел об ангобе). Использовали восстановительную среду и при обжиге глазурованных изделий. Значительное количество хульбукской керамики имеет красивый перламутровый отлив. Часто ок получался за счет частичной раскристаллизации (старения) глазури в результате долгого хранения в земле. Но в ряде случаев красивые отливы на отлично сохранившихся глазурях получались в результате на меренногэ или случайного восстановительного обжига в определенный период. Специальный восстановительный обжиг обязателен при изготовлении люстровых изделий. Судя по описаниям в персидском керамическом трактате, обжиг люстровых изделий предполагал особые технологические приемы, включающие расчеты времени, силы огня, характера газовой среды.

Мастера для получения глазурей с металлическим блеском создавали в печи в конце обжига восстановительную среду. Изделия к этому времени были обожжены, образование черепка и разлив глазури в основном закончены. При установлении восстановительной среды в печи свободный углерод вступал во взаимодействие с окислами металлов, входящими в состав глазури, и восстанавливал их до металлов, которые давали специфический металлический блеск на глазурованных изделиях. Однако неправильное пользование восстановительной средой может привести к порче глазурованных изделий, вместо глазури может получиться твердая серая корка, на которой часто имеется белый налет кварца, легко отстающий. В менее резких случаях на глазури получается лишь черная дымка. Пузырьки появляются часто вследствие сильного выделения дыма в период плавления, в черепке отлагаются мельчайшие частицы копоти (едва видимые в лупу) которые, сгорая, в дальнейшем пузырят глазурь».

Среди археологического керамического брака довольна часто встречаются фрагменты с такой испорченной серой пузырчатой глазурью (результат неудач средневековых мастеров).

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.