Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Архитектура крестьянских усадеб

24.09.2009 г.

Мы видим, как архитектура крестьянских усадеб приспосабливается в это время к новым условиям жизни. Убранство зданий сочетает элементы пластического декора со стремлением к нарядности и богатству узора. Между архитектурой феодальных торгово-ремесленных городов и архитектурой крестьянских усадеб устанавливаются различия, связанные с условиями жизни в городе и сельской местности, но постоянной диффузии населения из села в город и обратному проникновению художественных ремесел города в самые отдаленные пункты периферии сопутствует такое же взаимопроникновение архитектурных форм и идей. Это проявляется прежде всего в области монументально-декоративного искусства как области, наиболее тесно связанной с городским и сельским ремеслом. Здесь устанавливается наибольшая близость, а порой и тождество художественных мотивов и форм, из которых складывается как единое целое стиль архитектуры и монументально-декоративного искусства эпохи.

В древности и в раннем средневековье роль изобразительных и прикладных искусств в духовной жизни народов была огромна. Настенная тематическая живопись и скульптура были составной частью архитектурного произведения и, естественно, не выпадали из круга архитектурных идей. В XI—XIII веках эти виды изобразительного искусства сошли на нет. Выдвинулись вперед отделочные работы. Скульптура и монументальная живопись выключились из обихода, передав свои художественные средства искусству вещи и узора. В этом была своя логика, проистекавшая из внешних обстоятельств и внутренних процессов развития изобразительного искусства.

Древняя скульптура повествовала о жизни богов и эпических героев. И светское искусство IX—X веков с его жизнерадостным вольнодумием порой обращалось к образам «кумиров». Поэзия эпохи Саманидов полна эпитетов и сравнений, которые говорят о высокой оценке искусства живописи и ваяния.

Только богословы чурались скульптуры как искушения, склонявшего людей к идолопоклонству. Это они провозгласили искусство злом и обратили негодование верующих против писавших лики святых. Заодно был наложен в искусстве запрет на все, что живет и дышит, на том казуистическом основании, что одухотворять творение дано, на правах действующих привилегий, исключительно всевышнему. Однако влияние ислама не затрагивало глубоких слоев народа, и там продолжало жить старое искусство, его образы. Они отложились в устном и изобразительном фольклоре, пронизывали ремесло.

В XI веке религиозная пропаганда ислама усилилась и захватила широкие слои торговцев, ремесленников, крестьян.

Если раньше разрушителями «капищ идолов» были пришельцы арабы, а тюрко-согдийское население угрожало смертью тем, кто посягнет на их кумиров, то теперь сами среднеазиатские правоверные сбивали изображения со стен, выцарапывали им глаза. Реакция была самой сокрушительной.

 

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.