Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Архитектурный декор мечети Намазгах

24.09.2009 г.

Архитектурный декор мечети Намазгах производит впечатление сдержанности и изящной простоты, хотя арсенал средств зодчего был довольно широк. Здесь и парные кирпичи в чередовании с «бантиками», и рельефные надписи из выложенных мозаикой неполивных кирпичиков (на щипце главной арки), и сложнофигурные декоративные решеточки из резной терракоты (на щеке арки), и крупные фигурные блоки из терракоты (капители колонок); небольшими участками резной ганч, мозаичные выкладки из желтых и красных разного тона кирпичиков и наконец рельефные поливные плитки с надписью над михрабом и арочками (другие надписи — более поздние). В полусводе михраба — сталактиты. Они вытесаны из кирпича, заделанного в кладку, и образуют систему маленьких парусно-сомкнутых сводиков, расположенных в несколько рядов.

Все эти приемы архитектурного декора как бы суммируют достижения мастеров Мавераннахра и являются к началу XII века их итогом.

Естественно полагать, что по типу бухарской Намазгах строились тогда же и другие мечети. Они не повторяли друг друга, но развивали сложившиеся уже схемы, создавали варианты хорошо изученной уже, но не исчерпавшей себя объемно-пространственной планировки зданий, со священной, обращенной на юг или юго-запад стеной михрабов (одного или нескольких архитектурно выраженных или только изображенных на плоскости) и открытым двором (с навесами, галереями или без них). Иногда одна и та же мечеть в результате перестроек проходила по ступеням эволюции разных архитектурных форм и суммировала их в одно сложившееся таким путем целое.

Наглядный пример такой трансформации дает мечеть Хаким ат-Термези в одноименном комплексе старого святилища близ Термеза. Еще в XI веке эта мечеть заключала трехкупольный айван, оформлявший стену с полукруглым михрабом посредине. Надпись и узоры из тесаного и шлифованного кирпича красиво выделялись на фоне украшенного резьбой штука.

Около середины XII века мечеть Хаким ат-Термези разделяет судьбу ряда других памятников с кирпичным убранством. Поверх узорного кирпича накладывают (как и в близлежащем дворце правителей Термеза) ковер из белоснежного резного ганча. Меняются и общие формы ее архитектуры. На каком-то этапе двухстолпная (трехкупольная) мечеть-айван превращается в четырехстолпную (девятикупольную), закрытого типа. Происходит как бы слияние двух ранее выработанных типов мечети — линейного (стена с михрабом) и центричного плана (многокупольной).

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.