Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественные ткани

24.09.2009 г.

Художественные ткани XI—XIII веков были прямым продолжением традиций, созданных в этой области ремесла еще в домусульманское время. В XI—XIII веках стали выделывать   хлопчатобумажные   зандани.   Но,   как   отметил уже В. В. Бартольд, «маловероятно, чтобы туркестанцы в деле хлопководства и выделки хлопчатобумажных тканей научились чему-нибудь у мусульманских завоевателей; влияние на туркестанскую промышленность египетской относится, по-видимому, только к области выделки льняных тканей». Смешанные ткани Мерва (из льна и шелка, хлопка и шелка)  не уступали египетским.

Все документированные мервские образцы тканей найдены в Египте. По составу орнаментики можно предполагать взаимодействие тканей Средней Азии и Переднего Востока. В поэме «Хосров и Ширин» азербайджанский поэт Низами (XII в.) славит халлукских девственниц «шамсэ». Речь у него идет о тканях, украшенных орнаментом в виде солнечных кругов. Привозились они в средневековый Азербайджан откуда-то из Туркестана. Трудно сказать, каков был вклад кар-луков, сельджуков и других тюркских племен в ткацкое искусство XI—XII веков, однако очевидно, что под «халлукскими», как и «сельджукидскими», тканями следует понимать то же среднеазиатское ткачество, взятое в более широких рамках времени и места.

Художественные ткани украшали помещения (ковры, занавеси), но шли также и на одежды. Ткани были главным проводником орнаментов, и благодаря им сходные узоры распространялись на Среднем Востоке повсеместно. На одежду шли местные и привозные ткани (румийские, китайские). И тем не менее костюмы и головные уборы сохранились всюду свои, верные давней традиции.

По словам китайского путешественника Чан-чуня, посетившего в 1221 году Самарканд, костюм мужчин составляли высокие шапки, украшенные разноцветной тканью, к которым были привешены кисти. Женщины обертывали голову черным или темно-красным флером с вышитыми цветами или фигурками, для этого употреблялись холст и шелковые ткани. Простой народ (и духовенство) обертывали голову куском белой материи. Платья у мужчин и женщин были одинаковы, они состояли из тонкой шерстяной материи белого цвета, сшитой кверху узко, внизу широко, с рукавами.

Каждый вид ремесла выработал свой круг излюбленных мотивов и тем. Роспись гончара, чеканка или литье металла, как п ткачество, настолько различны по приемам работы и материалу, что даже близкие между собой мотивы изобразительного искусства получают в каждом из них свое особое толкование. Многие мотивы вообще не повторяются и существуют только в определенном виде ремесла. И тем не менее прикладное искусство рассматриваемой эпохи в чем-то едино. Это станет очевидным, если обратиться к изобразительному языку художественных ремесел, к миру образов, в которых выражены и мысль художника, и его манера чувствовать и воображать.

В произведениях художественного ремесла XI—XIII веков изображался и человек. Но какое содержание несет его образ? На фрагменте поливной чаши с Афраспаба (на красном черепке с белым ангобом роспись желтым, красным и марганцево-черным)  скупо очерчен длинный, сливающийся внизу со ртом нос и полудуги глаз с черными точками зрачков. На голове у него венец; вдоль щек — красные полосы ткани. Это относительно редкий пример изображения человеческого лица крупным планом. Вспомним голову витязя, сидящего на слоне (настенная живопись Варахши). Сдержанность и бесстрастность его лица казались там только внешним проявлением сдержанности чувств. Здесь же осталось бесстрастие, отвлеченное, лишенное внутреннего состояния — схематизм скупых линий носа, глаз, губ и все тот же или схожий, но уже ничего не говорящий венец, в котором с трудом угадываются стилизованные птичьи крылья.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.