Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Минарет

24.09.2009 г.

Новый минарет строили, как никогда раньше, искусно, и был он, по словам Кубрави, «красиво сделан». Но сказалась отсталость техники: не успели его закончить, как минарет упал на соборную мечеть и две трети ее разрушил. В 1121 году закончили мечеть, а в 1127—1129 годах вновь соорудили минарет, подобно которому «не было нигде». Старались построить как можно прочнее; верх сделали из жженого кирпича. Это была удача, убедительная и полная, вызвавшая вскоре подражания.

Большой бухарский минарет вознес свой фонарь над всеми строениями города. Он имел практическое назначение: взойдя на верхушку башни, хор азанчей призывал с нее верующих на молитву; пользовались им и в качестве дозорной башни. Но не только этим определялась его архитектурная форма. Мечеть, при которой он находился, была соборной, то есть общегородской. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была на Востоке огромна. Соборная мечеть олицетворяла духовное единство членов городской общины. Она скрепляла это единство, утверждая нормы феодального правопорядка; она диктовала обязательность для членов этой общины морально-этических установлений ислама, его догм. К минарету-башне соборной мечети, как светящемуся в ночи маяку, были прикованы взоры путника, приближавшегося к городу на «кораблях пустыни». Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем установлениям местной духовной и светской власти. Видимо, не случайно название башни (маноре — по-арабски маяк); ее архитектурная форма, очень своеобразная в ряду других высотных сооружений города, стала общераспространенным в странах ислама символом веры мусульман. Минарет стал ориентиром, вехой, указывающей в лабиринте улиц место сбора прихожан всех кварталов города.

Главный минарет приводил все ансамбли города в некое зрительно ощутимое соподчинение и основанное на нем единство. Благодаря ему город обретал целостность архитектурного выражения. Его эмоционально-эстетическое воздействие было неразрывно с практическим назначением и архитектурной формой. Последняя имела под собой широкую почву технико-экономических, художественных и историко-культурных обобщений.

С высоты бухарского минарета (она достигала 50 м) было видно, как сквозь лоскутную пестроту застройки проступают четкие контуры монументальных мечетей, медресе и ханака. Они закрепляли узловые точки на магистралях города, дополняя собой то странное смешение роскоши и нищеты, кипения толпы и жалкого прозябания, какое являла собой средневековая Бухара.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.