Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Монументальная архитектура

24.09.2009 г.

Творения монументальной архитектуры были разбросаны в беспорядке по всему городу, но в каждом случае это были ансамбли с целостно найденными формами. В общем хаосе стихийной застройки они читались довольно четко: правильно очерченные плоские параллелепипеды, замкнутые по периметру лежащего посредине двора (своего рода «зала на воздухе»), и компактные объемы зданий портально-центрической композиции.

Бухара XI—начала XIII века была порождением нового образа жизни людей. Каждая часть города имела свои большие традиции. Но живое побеждало мертвое на каждом шагу, и никакая привязанность к старине не могла остановить неудержимый ход истории. Никакое нашествие, самое сокрушительное и катастрофическое по своим последствиям, не изменяло так весь уклад жизни города и его архитектурный облик, в частности, как внутренний процесс развития феодализма, возросшая активность его торгово-ремесленных кругов, особенно в городах.

В Самарканде наблюдалась схожая картина: происходило смещение центров городской жизни; соборная мечеть и дворцы переместились из цитадели в шахристан, а затем последовало запустение шахристана.

Старая схема планировки города, теснившегося ранее в пределах городища Афрасиаб, сошла на нет. Жилые ремесленные кварталы группировались вокруг новых общественных центров: рыночных площадей, базаров, подворий. В XI—XII веках окончательно оформился образовавшийся к югу от рабада «внешний город» (шахрибирун), обнесенный особой стеной. В центре его, на месте нынешнего Регистана, густо застроенного тогда постройками зажиточных горожан, находились стеклодувные и керамические мастерские, вырабатывавшие резные неглазурованные кирпичи для облицовки зданий, терракотовые квадратные плиты, покрытые бледно-зеленой поливой и орнаментированные домашние очажки. Слободы ремесленников и пригородные усадьбы протянулись вдоль дорог и оросительных каналов в направлении районных экономических центров, где устраивались в определенные дни ярмарки, и, особенно, культивировавшихся в эту пору «святых мест», окруженных подворьями для молящихся.

Главное место по количеству городов занимали в ту пору области Шаш и Илак. «Владетель Шаша с его тюрками» фигурирует как постоянно активная, противоборствовавшая наместникам из Хорасана, а затем и саманидскому правительству, сила. Еще в X веке столица Шаша Бинкет была, по словам Ибн-Хаукаля, «самой крупной пограничной крепостью», она отличалась «обширностью зданий» 6. В XI веке Бируни и Махмуд Кашгарский упоминают столицу Шаша под тюркским ее названием (Ташкент, Таркан).

Ташкент имел цитадель с двумя воротами, шахристан с тремя воротами и две концентрические стены рабада с десятью воротами во внутренней и семью воротами во внешней стене. Во внутреннем рабаде были обширные базары, во внешнем — усадьбы.

В Ахсы (Ахсыкенте), главном тогда городе Ферганы, уже в X  веке жизнь перешла в рабады, располагавшиеся на противоположной (южной) стороне реки. Город был благоустроен. Хаузы его были выложены жженым кирпичом и оштукатурены . Город утопал в зелени.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.