Согдийская живопись как тип и стиль искусства возникла на почве культуры древнего Востока и восточного эллинизма. Однако она развивалась в новой исторической обстановке. В своем развитии она исходила из собственных задач. В поисках решений сближалась с искусством то сасанидского Ирана, то буддийской Индии, то Китая эпохи Тан. В IX—XIII веках она повернула на путь искусства всего Переднего и Среднего Востока, особенно мусульманских стран. Согдийская живопись — это искусство целостно выраженной художественной школы, одной из самых значительных в то время на просторах Азии. Художественные достоинства работ этой школы до сих пор не утратили своего значения. Обаяние этого искусства — в светлом восприятии мира, в проникновенном лиризме и высокой поэтичности образов. Хочется отметить еще одну черту согдийской живописи — звучность, яркость и музыкальность ее палитры. Согдийская живопись говорит о той высокой художественной культуре, из которой выросла и средневековая книжная миниатюра. Украшению рукописей передала она присущее ей изящество рисунка, поэтичность и яркость народного колорита. Узбекские и таджикские мастера последующих поколений сохранили этот колорит и донесли его в узоре народной орнаментики до наших дней. В истории художественной культуры народов Средней Азии XI век отмечен развитием нового стиля искусств. Распространение его протекало сказочно быстро, охватив в XII веке весь Ближний Восток и Малую Азию, отчасти Кавказ и Крым. В начале XIII века катастрофа монгольского нашествия ослабила его развитие, но оборвать преемственность культур она не могла. Не будет преувеличением сказать, что и все последующее развитие искусства феодального средневековья на Востоке обязано этой поре своими многими определившимися в художественном ремесле чертами творчества. В области социально-политической и культурной названный период характеризуется усилением тюркских элементов в составе местного населения; власть по всей Средней Азии переходит в руки тюркских династий. Еще в бытность у власти Саманидов выходцу из рабов, тюрку Алп-Тегину, поднявшемуся до высот феодально-чиновничьей иерархии, удалось захватить Кабул и Газни. Вслед за тем другой молодой раб (гулям), Себук Тегин, и его сын Махмуд довершили начатое, создали государство Газневи-дов, получившее признание халифа. Заметную роль сыграл Махмуд Газневи (правил с 988 по 1030 г.), который под знаменем ислама обрушил на Индию семнадцать грабительских походов. Они дали ему колоссальные средства и для новых военных авантюр и для возведения силами местных мастеров прекрасных построек-дворцов, мечетей, медресе, украсивших его столицу Газни.
|