Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Угловая башня

24.09.2009 г.

В пору одного из ремонтов в нише возвели щипцовую стенку с малой входной аркой. Быть может, тогда же появились и штукатурки на щеках большой арки с резьбой на мотив парпых кирпичей и узор ил входящих друг в друга фигур.

Но что особенно впечатляет в Рабати-Малик и придает ему неповторимый облик — это разработка стен. У них самостоятельное, строго симметричное построение: посредине каждого отрезка стены шесть сомкнутых полуколонн с венчающей их серией перспективных тромпов. По сторонам — другой вариант той же темы: две сомкнутые четверти колонн между зажавшими их высокими и узкими плоскими арками, забранными вверху декоративной кирпичной решеткой. Промеж решеток и тромпов — глухие стреловидные бойницы. Стена зиждилась на высоком цоколе и имела сложный карниз с фигурной выкладкой из кирпича. Зажатая между угловой башней и порталом, она являла собой архитектурное целое, что подсказывает мысль об использовании здесь прочно установившейся архитектурной традиции, имевшей в прошлом свою долговременную историю.

Наконец, угловая башня. Поставленная на оси стен, она также представляет собой самостоятельно сложившуюся в прошлом часть сооружения. Она довольно приземиста и широка в основании (отношение к высоте примерно 1:3), что придает ей черты дозорной вышки. Однако таких башен было четыре; для нужд фортификации это излишне. Да и характер архитектурной обработки стен, непомерной величины портал говорят о свободном обращении зодчего с архитектурными формами. Рядом с прямой функцией здания вставали идейно-образные задачи архитектуры как отрасли искусства. Только этим можно объяснить тот широкий размах, с каким были возведены эти колоссальные по размерам полуколонны, не выступающие из плоскости стены и ничего, собственно говоря, не несущие, кроме столь же декоративных сравнительно плоских арочек тромпов. Очевидно, что угловые башни закрепляли очень логичную и художественно оправданную композицию, выработанную еще в раннем средневековье и восходящую к античным прототипам зданий, замкнутых в прямоугольник. При фасаде длиной до 85 метров расчленить плоскости стен довольно сложно. Уже в архитектуре кешков полуколонны, образующие гофры стен, имели не только конструктивное назначение. Сейчас, при употреблении жженого кирпича, роль гофра практически сошла на нет. Гофры хорошо отвечали архитектуре замка, но дорожный караван-сарай — не замок и не крепость, требующая украс. Здесь мотив гофр кажется больше напоминанием о прошлом.

Укрепление для гарнизона, выдвинутое форпостом в степь, гостиница или постоялый двор для проезжих и странноприимный дом для совершающих странствие по святым местам по обету — вот что представлял собой рабат. В нем можно было укрыться от непогоды и превратностей пути, сложить на перевалочном пункте товары, принадлежащие караванам самого султана, торговым компаниям и богатым купцам, найти, наконец, помещение для молитвы. Отсюда и по-дворцовому парадный въезд в царский рабат, обширный замкнутый двор, большое число узких помещений, купольный зал и, наконец, угловые башни, игравшие роль также и минаретов. Их гладкий, слегка сужающийся кверху ствол венчали кирпичные фонари, поддерживаемые двумя ярусами вытесанных из жженого кирпича сталактитов и пояс надписи из резной терракоты.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.