Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Хризантема из голландии zembla кустовая хризантема.

Восточная миниатюра или внутренняя связь в искусстве

24.09.2009 г.

Между музыкой, орнаментом и цветовой палитрой художника существовала внутренняя связь. Иногда она приобретала форму символики. Так, макомы исполнялись на фоне красочных занавесей или в семи разноцветных комнатах. «Ирак» (название макома) исполнялся на фоне белой занавеси, «Буз-рук» — красной, «Ушшак» и «Рост» — темно-желтой. По другим сведениям «Рост» вообще соответствует красному цвету, «Ирак» — бирюзовому, «Бузрук» — золотистому, «Наво» — цвету сандала или серому, «Чоргох» — белому. В. А. Успенский заподозрил даже, что в цветах мозаик и майолик на памятниках архитектуры эпохи Тимуридов отражены определенные аккорды и хроматические сочетания. Аналогия слишком формальная, но не беспочвенная. Строй художественных представлений и образов здесь, действительно, един — в архитектуре, в поэзии, в музыке и изобразительном искусстве эпохи.

Эстетическое осмысление «цветника жизни» у поэтов Хорезми, Худжанди, Сайфи Сарой, Дурбека, Мавляна Лютфи и самого Алишера Навои близки восточной миниатюре, несомненно.

Как всякое живое творчество, изобразительное искусство не укладывалось в систему, хотя и учитывало ее наставления.

Восточная миниатюра выросла как плод национальной жизни. Это позволило ей выработать собственную поэтическую формулу, которая охватывала жизнь своей эпохи в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир, физический и нравственный.

Говорят, что восточная миниатюра — искусство условное. Но отнимите у восточной миниатюры условность ее стиля и вы не только не приблизите ее к воображаемому абсолюту реализма, но лишите ее самой жизни, а с ней и художественной ценности миниатюры как искусства.

Там, где искусство отвечает духовному строю эмоций современников, характеру их интеллектуальной жизни (на данном этапе их исторического бытия), оно, несмотря на все условности или, вернее, благодаря им, возбуждает самые живые впечатления.

Разве не очевидно огромное воздействие восточной миниатюры на ее современников, которым, судя по свидетельствам Хондемира, Восыфи, Кази Ахмеда и др., она казалась воплощением реальной жизни, ее благозвучным движением. Да и нас не может не восхищать правдивое ощущение бытия, исполненное тонких настроений — то тихой грусти, то кипучего труда или жаркой атмосферы неистового сражения.

Среднеазиатская миниатюра XV—XVII веков, как и прикладное искусство той же эпохи, — результат большой, многовековой шлифовки сюжетов и форм; да и сами литературные и фольклорные произведения, из которых были взяты многие темы, сюжеты, мотивы, были результатом их многократной поэтической интерпретации. Изобразительное искусство являло собой самый сокрушительный удар по религиозным догмам, какой только был доступен искусству. Подобно тому, как древние греки разрушали богов искусством ваятеля («молотком Гефеста»), так и средневековый художник, утверждая человеческие образы и чувства, сокрушал богословское учение, признававшее единственным творцом и источником переживаний — всемогущего бога.

 

Последнее обновление ( 24.11.2010 г. )
 
След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Проявление живописи arrow Восточная миниатюра или внутренняя связь в искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.