История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Фигура человека в сюжете с чудовищем

25.12.2011 г.

изображение чудовищаВо втором сюжете изображение «чудовища» дополнено фигурой человека, то ли сидящего на нем верхом, то ли держащего его за голову. Черты лица персонажа повторяют детали внешности «чудовища»: те же круглые (словно выпученные) глаза, широкий приплюснутый нос, полураскрытый рот со сжатыми зубами, очень похожий на звериный оскал и передающий, возможно, или какую-то странную улыбку, или гневную угрозу. И все же, в результате перед нами предстает портрет вполне реального человеческого создания, определенно относящегося к австралоидной (или негроидно-австралоидной) расе. Его голову венчает необычный для китайского костюма головной убор, сделанный из перьев, как у вождя американских индейцев. Впрочем, не будем торопиться называть его «необычным». Исследователи уже давно были заинтригованы отрывками из древних книг, в которых при рассказе о правителях далекого прошлого упоминается, что они носили сделанные из перьев головные уборы. В китайском языке есть иероглиф хуан, который использовался в качестве категориального термина уже в древнейших письменных текстах, прилагаясь к божественным персонажам или умершим и обожествленным царским предкам. В исходных графических формах этот иероглиф тоже явно передает фигуру человека, увенчанную головным убором из перьев. Вот почему данная орнаментальная композиция считается в современных исследованиях условным портретом местного правителя, в котором он показывается в своей жреческой ипостаси в момент исполнения некоего ритуального действа.

Что касается образа «чудовища», то его происхождение и смысл оказываются еще более таинственными, чем семантика изображений «лянчжуского царя» или кубков и дисков. Был ли он порождением только местного художественного опыта (вспомним о композициях, выгравированных на керамике Хэмуду) или же возник на стыке нескольких региональных творческих традиций (вспомним о личинах на керамике южных очаговых культур)? Происходит ли он от внешнего вида какого-то реально существовавшего животного или же является полностью вымышленным? Кого хотели воплотить в нем его творцы — свирепого ли монстра, поверженного великим царем-жрецом и отныне властвующим над ним? Или, напротив, тотемного духа, охраняющего правителя и его народ? Пытаться искать ответы на эти и аналогичные вопросы в настоящее время бессмысленно. Очевидно лишь, что религиозные представления юго-восточного региона уже достигли уровня развития, позволяющего создавать образы фантастических существ, а его мастера научились воплощать эти образы в искусстве.

изображение царя на чудовищеОба орнаментальных сюжета порознь или налагаясь друг на друга (изображения «чудовища», детали которых образуют композицию «царь на чудовище») встречаются практически на всех категориях лянчжуских нефритовых изделий. Их можно увидеть на кубках, дисках, шилоподобных жезлах, оружии и украшениях. Сошлемся, к примеру, на ожерелье из восьми подвесок полукруглой формы (диаметр — 6,7-7,5 см, толщина — 0,4-0,5 см), каждая из которых украшена изображением «царя на чудовище»: головы «царя» и «чудовища» выполнены в рельефе, все остальные элементы композиции — в технике гравировки. Есть также немало изделий, в которых данные сюжеты сочетаются с  другими зооморфными мотивами, чаще всего птичьими, например, подвески в виде силуэтных изображений ласточки (10,8 х 8,2 х 0,4 см) и гуся. В первом случае голова ласточки заканчивается изображением «царя на чудовище», во втором крылья гуся образованы головами «чудовища». Известны несколько предметов в виде табличек (8,8 х 5,6 х 0,3 см; 8,5 х 4,4 х 0,4 см; 8 х 4,2 х 0,4 см), украшенные изображениями «чудовища» в сочетании с фигурами птиц. Еще более замысловатая орнаментальная композиция красуется на пластине (предположительно — украшение, 13 х 10,8 х 0,4 см), где изображение «чудовища» вписано в контуры дракономорфного существа.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело arrow Фигура человека в сюжете с чудовищем   © ArtofEast.ru All rights reserved.