История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусство резьбы по дереву и кости

23.12.2011 г.

Искусство резьбы по дереву наиболее отчетливо прослеживается в юго-восточных и восточных культурах. А самая представительная коллекция соответствующих артефактов была обнаружена в комплексе Хэмуду. Там были найдены, во-первых, миниатюрная деревянная скульптура, состоящая исключительно из зооморфных изображений, например — фигурка рыбки, длиной 11, шириной 3,5 и толщиной 3,7 см. Во-вторых, деревянные сосуды с внешним и внутренним лаковым покрытием, которые позволяют соотносить с этим регионом начало китайского лакового производства. В-третьих, детали свайных строений, включая столбы и доски, всего — 270 предметов. На некоторых из них заметны следы резного орнамента, что делает юго-восточный регион главным центром формирования китайского деревянного зодчества и свойственных ему оформительских способов. В восточных культурах, начиная с Давэнькоу, отмечена практика изготовления деревянных гробов.

Костный материал широко использовался в неолитическом Китае, подобно всем другим архаическим обществам, для изготовления орудий труда (шила, иглы), промысл охотничьих орудий (наконечники для стрел, рыболовные крючки) и примитивных украшений. Если же говорить о косторезном деле как о виде декоративно-прикладного искусства, то оно вновь получило преимущественное развитие в юго-восточных и южных культурах. Только в комплексе Хэмуду было найдено 2270 костяных изделий, в том числе из слоновой кости, многие из которых отличаются сложностью формы и орнаментики. Они, видимо, имели церемониально-ритуальное предназначение. Например, предмет, внешне напоминающий современный нож для бумаги (длина 15,8; ширина 3,4 см) — со скругленным лезвием и ручкой в виде силуэтной фигуры птицы; пластина прямоугольной формы (16,6 х 5,9 х 1,2 см, возможно, деталь украшения), с шестью отверстиями и легкорельефным изображением фигур двух птиц; крохотная (высота 2,4, диаметр устья 4,8 см) чашечка с резным орнаментом.

В восточных культурах вначале наиболее широко использовались кости (собственно кость, рога и зубы) свиньи  и сайгака. В верхних слоях культуры Давэнькоу появились изделия из слоновой кости. Самую распространенную их категорию составляют шпильки для волос. С художественной точки зрения и в аспекте дальнейшей эволюции китайского ювелирного дела особый интерес представляют кольца с бирюзовыми вставками. Так как украшения из слоновой кости находились в захоронениях с наиболее богатым погребальным инвентарем, они считаются исследователями предметами роскоши и одновременно наглядным свидетельством начала процесса социального расслоения местных родовых коллективов.

Важнейшее место, после гончарного дела, в предметно-творческой деятельности обитателей неолитического Китая занимало, как выяснилось, камнерезное дело, а именно — работы по нефриту.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело arrow Искусство резьбы по дереву и кости   © ArtofEast.ru All rights reserved.