История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Камнерезное искусство Лянчжу

25.12.2011 г.
демоны

Камнерезное искусство Лянчжу было частично воспринято художественным творчеством культуры Луншань. Частично — потому что некоторые категории изделий, в том числе кубки, луншаньскими мастерами более не изготовлялись. Исчезли и композиции на тему «царь на чудовище». Зато зооморфно-фантазийные образы получили еще большее, чем в лянчжуских нефритах, распространение, вызвав к жизни свои новые иконографические варианты, в которых они постоянно дополняются другими деталями, воспроизводящими то подобие головных уборов, то роговидные конструкции. Так, в луншаньском камнерезном искусстве начал складываться очередной тип зооморфно-фантазийной образности, называемый в научной литературе «ом». Не исключено, что он возник на стыке нескольких региональных художественных традиций, вобрав в себя как юго-восточный образ «чудовища», так и местные — шаньдунские — орнаментальные мотивы, а именно — изображения фантастических существ в росписях на керамике. Примечательно, что образы «демонов» реализуются только в строго определенной категории. Это — небольшие по размеру пластины (около 5x4 см), выполненные в силуэтно-рельефной технике, предназначение которых (предположительно — украшения, предметы церемониально-ритуального характера) тоже неизвестно. На сегодня обнаружено порядка 15 образцов таких пластин, некоторые из которых относятся специалистами к шаньдунскому варианту Луншань, другие — к Шицзяхэ (что означает популярность этого мотива и в южном регионе неолитического Китая), а третьи — к XIII-XI вв. до н. э. (что означает его устойчивость в китайском нефритоделании).

Кроме «демонов», широкое распространение в орнаментации луншаньских нефритов получили изображения хищной птицы с распростертыми крыльями, которые фактически повторяют собой образ птицы на нефритах Шицзяхэ — еще одно, заметим, весомое подтверждение культурного взаимодействия шаньдунского варианта Луншань не только с юго-восточными, но и с южными общностями.

Итак, нефритоделание, во-первых, оказывается главным направлением начавшей зарождаться в эпоху неолита традиции официального искусства, т. е. искусства, предназначенного для удовлетворения духовных и эстетических потребностей правящей элиты. Во-вторых, в нем впервые столь полно заявила о себе новая для нас стилистическая линия, отличающаяся художественной фантазийностью и нацеленная на создание образов фантастических существ. Хотя такая фантазийность была свойственна всем региональным камнерезным традициям, данная стилистическая линия с наибольшей силой реализуется в искусстве юго-восточных и южных общностей, придавая тем самым специфический колорит и всему их художественному наследию.

изображение хищной птицы с распростертыми крыльями

В заключение хотелось бы кратко остановиться на технологическом аспекте неолитического нефритоделания. Нефрит — минерал, отличающийся твердостью (7-8 по шкале Мооса, т. е. немного мягче алмаза) и хрупкостью. Поэтому принято считать, что исполнение по нему гравировки и резьбы, не говоря уже о сквозном (ажурном) орнаменте, невозможно без металлических инструментов. В рамках же каменной индустрии доступны были только изделия, выполненные способом шлифовки и полировки, т. е. обработки натурального камня абразивными материалами. Китайские нефриты, в первую очередь южных, юго-восточных и восточных регионов, опровергают данную точку зрения. В результате проведения новейших экспертиз выяснилось, что даже рельефный орнамент исполнялся на них как шлифовкой, так и резьбой, когда убиралась часть поверхности минерала с одной из сторон контурной линии орнамента. Не вызывает, разумеется, ни малейших сомнений, что неолитические мастера использовали исключительно каменные инструменты. Но такие инструменты нужно было делать из пород, равных по твердости алмазу и такого качества, чтобы с их помощью можно было гравировать те тончайшие штрихи и линеарные рисунки, какие мы видим на лянчжуских изделиях. Неолитические ювелирные инструменты до нас не дошли. Однако об успехах местных мастеров и в этой сфере красноречиво свидетельствует факт устойчивости в китайском ювелирном, д; еле каменных инструментов. Еще в XIII-XI вв. до н. э., когда Китай вступил в пору расцвета бронзолитейного производства, целый ряд ювелирных инструментов — сверла, шлифовальные головки, резательные диски — по-прежнему делались из камня. Следовательно, в неолитическую эпоху были разработаны и все основные для будущего китайского камнерезного искусства и ювелирного дела техники и способы работы с природными материалами.

Рассуждая об общекультурном значении неолитического нефритоделания, мы пришли к выводу о том, что из всех других художественных традиций оно было теснее всего связано с процессами социальной дифференциации родовых коллективов и формирования властных структур. Самое непосредственное отношение к этим процессам имела и традиция строительства.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело arrow Камнерезное искусство Лянчжу   © ArtofEast.ru All rights reserved.