История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Кубки цун

25.12.2011 г.

кубок цунОтдельного и более пространного разговора заслуживают изделия, называемые кубками цун. Это — сосудовидные предметы, основу которых составляет полый цилиндрический корпус, дополненный четырьмя треугольными сегментами. Такие сегменты проходят вдоль всей высоты корпуса, образуя вместе с ним фигуру, тяготеющую к параллелепипеду или кубу. Каждый из них украшен гравированными и легкорельефными узорами, выполненными по единой орнаментальной схеме. Центральное место в ней занимает зооморфная, зооморфно-фантазийная личина или развернутая композиция зооморфно-фантазийного характера, на которой мы подробнее остановимся чуть ниже. В разрезе цун обязательно выглядит как круг, вписанный в квадрат. Учитывая, что такая геометрическая комбинация впоследствии служила общепринятым в Китае символом единения Неба и Земли, большинство исследователей склоняются к точке зрения, что эти кубки исходно наделялись космологической семантикой и повышенным ритуально-религиозным значением. Хотя неизвестно, как именно и в каком качестве, помимо погребального инвентаря, они использовались. Происхождение цунов тоже остается неясным. Их первые известные образцы — кубки крохотных размеров (высота 3-4,5 см, диаметр — 6-7,5 см), включающие в себя только по одному орнаментированному сегменту — были найдены в погребениях Сунцзэ. На протяжении Лянчжу размер цун неуклонно возрастал, а архитектоника и декор усложнялись. Приблизительно к середине Лянчжу уже исполнялись кубки самых разных размеров — от миниатюрных (4,4 х 1,4 х х 1,4 см, диаметр отверстия 0,5 см) до крупногабаритных (30 х 68 х 60 см, вес до 6 кг), которые тоже вырезались из цельного каменного блока. Число сегментов на лянчжуских цунах колеблется от двух до восемнадцати. В одно захоронение обычно помещалось несколько и даже несколько десятков кубков. В одном из позднелянчжуских погребений находились 32 кубка разной величины, на первый взгляд беспорядочно расставленные вокруг тела усопшего.

В виде цунов исполнялись и многие другие категории изделий — украшения (кулоны, бусины), музыкальные инструменты (свирели) и шилоподобные жезлы, что лишний раз подтверждает высочайшую степень их авторитета в юго-восточных общностях.кубок-цун нефритовый

И все же особый интерес исследователей к этим изделиям обусловлен не только и не столько их предполагаемой культурной значимостью и художественными достоинствами: совместно с дисками-би, жезлами-гуй и амулетами-хуан они составляют четыре категории изделий, входящих в древнейший для Китая набор царских регалий. О таком наборе, называемом «шесть нефритов» (лю юй), постоянно упоминается в древних (V—III вв. до н. э.) книгах, где говорится, что он был изобретен царями-основателями национальной государственности и сохранялся в качестве такового при последующих правящих домах. Литературные описания кубков-цун, дисков-би и амулетов-здан почти полностью совпадают с внешним видом лянчжуских артефактов. Жезл гуй дополнился верхней частью в форме равнобедренного треугольника. Еще двумя категориями изделий из «шести нефритов» являются жезл-чжан — табличка в форме половины жезла-гуй, и амулет подвеска-ху — пластина в виде силуэтного изображения профильной фигуры лежащего тигра. По сообщениям письменных источников, «шесть нефритов» имели космологическую символику и обязательно использовались при проведении главных в древнекитайском обществе государственных обрядовых акций. Диски и кубки мыслились воплощением соответственно Неба и Земли как сакральных сущностей и применялись в жертвоприношениях им. Жезлы гуй и чжан символизировали соответственно восток и весну, юг и лето, амулеты ху и хуан — запад и осень, север и зиму и применялись в сезонных жертвоприношениях.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело arrow Кубки цун   © ArtofEast.ru All rights reserved.