История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Центр неолитического нефритоделания

25.12.2011 г.

И все же главным — по массовости, разнообразию изделий и уровню их художественного исполнения — центром неолитического нефритоделания по праву считаются юго-восточные культуры. Данная традиция прослеживается в этом регионе по меньшей мере, начиная с Сунцзэ, и достигает своего апогея в Лянчжу. О степени популярности нефритоделания на юго-востоке можно судить по следующим фактам. Только в одном из раннелянчжуских памятников, во вскрытых там (1992 г.) 14 захоронениях находилось в общей сложности 216 нефритовых изделий. В верхних слоях Лянчжу есть захоронения, содержащие до 160 нефритовых изделий.

Юго-восточные нефриты охватывают в целом те же самые, что и в других «нефритовых» культурах, отделы и включают в себя многие уже знакомые нам категории изделий. Однако почти все они приобретают специфический облик, а каждый из отделов пополняется принципиально новыми категориями. Самыми объемными и показательными нефритовыми отделами на этот раз оказываются украшения и предметы ритуально-церемониального предназначения.

Репертуар юго-восточных нефритовых украшений чрезвычайно широк. Он включает в себя разнообразные по конфигурации подвески, нагрудные украшения — бусы (с употреблением бусин круглой и цилиндрической формы, до 52 штук в одном изделии) и ожерелья, нередко объединяющие в себе низанье и комплекты подвесок; браслеты (в виде обручей и цилиндров, высотой до 3 см), кольца и шпильки для волос. Непревзойденным шедевром всего неолитического камнерезного дела является шпилька длиной в 23 см, состоящая из штыря и головки. Штырь украшен чередующимися и особо скомпонованными рельефными кольцами, создающими впечатление колец бамбукового ствола. Головка представляет собой пластину трапециевидной формы со сквозным орнаментом, воспроизводящим зооморфно-фан-тазийную личину и дополненным двумя симметрично расположенными вставками из бирюзовых дисков.

Предметы ритуально-церемониального предназначения включают в себя диски-би, подвески-хуан и несколько специфических категорий. Лянчжуские диски тоже имеют относительно небольшие размеры (диаметр — 10-16 см, толщина — 5-9 см) и чаще всего лишены дополнительной орнаментации. Тем не менее они обладают несомненной эстетической привлекательностью, которая достигалась за счет мастерского использования естественной фактуры камня. Пример — диск, выполненный из зеленовато-серого нефрита с коричневатыми вкраплениями и двумя белыми пятнами, которые расположены строго друг против друга. Важнейшей новацией для данного отдела выступают би с перфорированными краями.

К наиболее специфическим категориям нефритовых предметов ритуально-церемониального предназначения относятся, во-первых, изделия шилообразной формы, могущие достигать в длину 30 см и предположительно бывшие жезлами. Они начали исполняться ориентировочно в Сунцзэ и впоследствии обычно богато украшались рельефным орнаментом, распространявшимся на большую часть поверхности. Вторая категория — жезлы-гуй, представляющие собой таблички вытянутой прямоугольной формы (самый крупный образец — 30,5 х 7,2 см).

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело arrow Центр неолитического нефритоделания   © ArtofEast.ru All rights reserved.