Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусство Средней Азии

24.09.2009 г.

Сложение нового стиля средневековья и вклад в него ираноязычных и тюркоязычных народностей — такова очередная из проблем истории многонационального искусства народов Средней Азии. В XIV—XV веках искусство Средней Азии продолжает свое развитие, оборванное нашествием монголов и вызванным им разорением.

Изучение прогрессивных течений в общественной мысли конца XIV—XV веков привело исследователей к постановке проблемы «Восточного Ренессанса» вообще и таджико-узбекского Ренессанса, в частности. Существо ее, как нам кажется, не в том, чтобы принять или не принять термин Восточный Ренессанс или Восточное Возрождение. Гуманизм в Средней Азии прямой связи ни с греко-римской, ни с местной античностью в XIV—XV веках не имел и в этом отношении ничего не «возрождал». Можно ли переносить понятие Возрождение на любые этапы взлета гуманизма в обществе? Очевидно, нет.

Само понятие Возрождения утратило бы при этом свой конкретно-исторический смысл. Стилистическое сравнение разных «Возрождений» в искусстве Запада и Востока отпадает (результаты повсюду несхожие и в принципе даже несовместимые). Остается сравнение чисто типологическое.

Действительно, Возрождение в Италии, Средней Азии, Русское Возрождение, Армянское Возрождение, Грузинское Возрождение (или Ренессанс) — все это явления типологически одного порядка. В одном с ними ряду стояла, безусловно, и художественная культура эпохи Улугбека и Навои. Хотелось бы, однако, предостеречь от увлечений параллелями. Нет никакой надобности уравнивать разные типы Возрождения между собой, с тем чтобы изыскивать чистую эссенцию Ренессанса. Такой эссенции не было и нет. История всегда конкретна. Общая логика развития близких между собой художественных идей и форм раскрывается наилучшим образом в анализе материальной культуры эпохи и фактах ее духовного на месте преломления.

В пору своего расцвета все виды пространственных, пластических, изобразительных искусств, а также поэзия, музыка, танец составляли нечто, дополняющее друг друга и проникающее взаимно. Правильнее сказать, что каждое из искусств было синтетическим. Цементирующую роль играли общие художественные идеи века. Они побуждали все искусства к поискам целостного выражения. Цеховой строй способствовал самоопределению искусств и выработке правил и систем.

Было бы интересно проследить, как одни и те же идеи пронизывают теоретические трактаты о ритмах и рифмах, музыке и стихосложении, каллиграфии и орнаменте у Сайбака, Сайфи Бухари, Камалиддина Хусейни, Джами, Бабура, Хилали, Дав-лат шаха Самарканди, Кази Ахмеда и Гиясседина Каши.

Каждый вид искусства стремился к системе. В поэзии существовала система аруз, в музыке — ктаби ал даур — система ритмических кругов и ладовая система. Основу поэтики составляла «наука о стихотворных фигурах». Основу музыки— «Наука о ритмических кругах». Учение о двенадцати ритмических кругах — макомах Ал-Хусейни (XV в.) изображает графически; каждый маком в виде круга, разделенного на части, соединенные хордами, обозначающими интервалы, слева направо. Схема эта раскрывает ладовую систему макомов и образование из них других гамм и звукорядов.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.