Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Мечеть

24.09.2009 г.

Своеобразную эволюцию проделала в ту пору, вероятно, и соборная мечеть Бухары. Из описания ее у Наршахи можно заключить, что, будучи выстроена в 770 году между крепостью и городом и увеличенная в X веке Исмаилом Самани на две трети, она меняла свои размеры путем приобщения к ней новых территорий и переноса кыблы и такбира (места чтения корана). При внуке Исмаила, Сайде Насре, она обрушилась, похоронив много народу; через год была отстроена, еще через год вновь обрушились крылья «с обеих сторон кыблы». Здесь нет речи о куполе или сводчатых помещениях, а только о месте поклонения, по сторонам михраба, то есть о стене, к которой, возможно, примыкали быстро восстанавливаемые деревянные навесы. Это была, скорее всего, дворовая мечеть. После того как в 1068 году с минарета этой мечети стреляли в крепость— минарет подожгли. «Головни упали на соборную мечеть и она тоже сгорела»—значит была деревянная. В 1069 году, по приказу Шемс-ал-Мулька «максуру и ту часть здания, где находилась максура» (то есть место перед михрабом), перенесли нархаши с 65 - «подальше от крепости». И это было сделано в один год. Наконец, в начале XII века Арслан-хан вновь передвигает соборную мечеть. На нее, как уже указывалось, рушится минарет и портит всю «резьбу и плотничью работу». Лишь после всех этих бед соборная мечеть и минарет были возведены целиком из жженого кирпича.

Можно полагать, что и в Самтине (ныне Чар-Бакр) установленные Саидом Мансуром «очень красивые минбары и мих-рабы», а также «несколько возвышений», с которых произносился такбир, «чтобы всем молящимся было слышно», располагались на открытом пространстве, перед стеной с айвапом, почему Наршахи и говорит, что все это пространство до ворот крепости Бухары занимали молящиеся. Таким образом, тип дворовых мечетей был в ту пору весьма распространен. В Мавераннахре композиция дворовых мечетей имела, видимо, свои давние традиции. Арочно-стоечная система, характерная для дворовых мечетей Переднего Востока, дополнялась здесь стоечно-балочной (системой колонных айванов с резными деревянными потолками и земляными крышами).

Наступает вторая половина XII — начало XIII века (время господства торговых людей, выдвинувших свою династию садров), и архитектура мечети обретает в Бухаре новые формы. Мы узнаем их по мечети Магоки-Аттари, возведенной на месте саманидской мечети Мах32. В результате раскопок и специальных исследований памятника, который ушел в землю на глубину до шести метров, можно считать установленным, что мечеть XII века была воздвигнута на остатках четырехстолпной мечети Мах. К XII веку относится реставрированный в наши дни южный портал мечети, основания ее стен и устоев (илл. 38). Мечеть эта была шестистолпной и перекрывалась двенадцатью куполами. Главный вход, смещенный с оси здания, лежал на длинной его стороне сбоку; это связано было, вероятно, с условиями тесной застройки участка, а вместе с тем и являлось показателем относительно свободного распоряжения порталом как частью здания. Новые типы сооружений складывались из самостоятельно найденных, по-разному компонуемых частей. Шестистолпный план мечети XII века не следует рассматривать как прямое продолжение четырехстолпного плана. В сравнении с мечетями типа Диггаран и Чар-Сутун здесь имеется скорее отход от старой традиции и сближение с ароч-но-стоечными конструкциями арабского Востока. Уже в мечети Хаким ат-Термези (XI в.) мы отмечали трехкупольный айван; здесь мы имеем членение прямоугольного зала круглыми в сечении столбами на три нефа. Отразилось ли это трехчастное деление на разбивке стен интерьера и членении поверхности фасада — нам неизвестно. В мечети Диггаран на сырцовых стенах ее не было; здесь она могла1 быть, но кладки частью скрыты под землей, частью переложены.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.