Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Монументальная живопись

24.09.2009 г.

Луч знаний проникает в нее то с одной, то с другой стороны. Но никогда познание искусства не будет исчерпано полностью. Пожалуй, и хорошо (мы повторим слова Н. Г. Чернышевского), что произведения искусства уносят тайну своей власти над нами с собой: «Фантастичны сожаления о том, что прекрасное явление исчезает, — оно исчезает, исполнив свое дело, доставив столько эстетического наслаждения, сколько мог вместить нынешний день; завтра будет новый день, с новыми потребностями, и только новое прекрасное может удовлетворить их». И разве не в том и состоит назначение истории искусств, чтобы, вороша память поколений, извлекать лучшие плоды человеческого гения и тем множить нескончаемую радость переживания, доставляемую людям вдумчивым рассмотрением великих творений прошлого.

Древнее согдийское искусство своим открытием обязано археологическим работам, которые ведутся в Узбекской и Таджикской ССР на протяжении последних тридцати лет. Как явление искусства согдийская живопись еще не получила достаточно полного освещения. Это побуждает обратиться к вопросу о художественном значении живописи Пенджикента, Самарканда и Варахши (бассейн р. Зеравшан).

Уже сейчас можно сказать, что роль искусства в жизни согдийского общества была огромна. Монументальная живопись покрывала один дворцовый зал за другим, от пола или пристенной лежанки (суфы) до потолка или свода. Фигурные сцены располагались ярусами, напоминая художественные ткани, развешанные по стене, одна полоса над другой. В углах помещения они примыкали друг к другу или же свободно переходили на новую плоскость. Примером тому «Красный зал» Варахши. Но были и такие росписи, где отдельные ярусы не были строго расчленены. В Самарканде ярусы уступают место живописным планам, причем дальний план изображается выше, ближний — ниже. Роспись по ярусам предполагала в каждом ярусе условную землю, на которую ступают фигуры. В Варахше роль «земли» исполняла разделительная линия между ярусами. Роспись планами позволяла плотному фону стены принимать на себя функции «земли». Этим как бы предрешался принцип позднейших средневековых миниатюр.

Главными сюжетами дошедших до нас росписей в Варахше были сцены сражений (Красный зал) и сцены дворцовой жизни (Восточный зал). В Пенджикенте мы находим большое разнообразие сюжетов из дворцовой жизни по преимуществу, с включением мотивов преданий и апокрифов (своего рода «житий»), повествующих о подвигах легендарных героев, сражениях, которые они вели с существами, олицетворявшими враждебные силы и пороки.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.