Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Тюркизация населения Мавераннахра

24.09.2009 г.

Однако тюркизация основных масс населения Мавераннах-ра в этот период была явлением не временным и преходящим; она имела важные последствия для культуры народов Средней Азии и других стран Среднего и Переднего Востока, более или менее затронутых тем же процессом.

Силы феодализма повсеместно крепли, и городская жизнь получила вскоре новые стимулы развития. Тюркская знать включилась в дела налогового управления и коммерции, став могучей социальной силой нового правопорядка. Тюркские династии достигли господства, используя противоречия, сложившиеся между народом и старой родовой аристократией, отстаивавшей упорно свои наследственные привилегии.

При первых Караханидах столицей Мавераннахра был Уз-гент — удел захватившего Бухару илекхана Насра. Позже этот удел непрестанно дробился: в Бухаре и Самарканде утвердились местные правители; Фергана также расчленилась на ряд уделов. Тем не менее в культурно-историческом отношении Бухара, Самарканд и Узгент в XI — начале XIII века составляли одно целое.

Удельному княжеству Бухары и Самарканда была уготована роль буфера между Газни и Кашгаром. Хотя и там и здесь господствующую роль играли тюрки, в культурном облике дворцовой ЖИЗНИ проявлялись существенные различия. Так, при встрече Махмуда Газневи с караханидом Насром в Узгенте (1001) практичные ферганцы преподнесли Махмуду продукцию своих рудников, коней, рабов, белых соколов, черные меха, рога, урду, нефрит и другие драгоценности. В контрасте с этим при встрече с тамгач-ханом Кадыром под Термезом (1025) Махмуд Газневи приказал соорудить роскошный дворец-павильон и поставить шатер из золототканой парчи с парчовым же балдахином. «Палата для веселья» была, по словам Гардизи, изящно убрана «удивительными цветами, тонкими плодами, драгоценными каменьями и гостиными чашами из золота и хрусталя и разными редкостями» 2. Владетелю Кашгара были преподнесены индийские секиры с выбитыми рисунками и армянские ковры. Драгоценные камни, золотые и серебряные кубки, прекрасные кони с золотыми уздечками, слоны-самки, вышитые палатки, дорогие ковры, преподнесенные правителем Газни своему сопернику, символизировали богатства Газневидского государства. Огромное количество денег, дивные кони с золотой сбруей, тюркские гулямы с золотыми поясами, меха соболей, горностаев, черных лисиц и, наконец, китайский золототканый шелк — ответный подарок «наивного и неуклюжего» тамгач-хана — олицетворяли мощь Караханидов.

При всем богатстве феодальных владык власть их была эфемерна. И это стало очевидным, как только вмешалась третья сила — сельджуки из числа огузов — туркмен, кочевавших в низовьях Сыр-Дарьи. Теснимые другими тюркскими племенами (чикилей, карлуков и ягма), они устремились на юг, пришли в столкновение с газневидами, что привело к решающему сражению при Данденакане (1040). Эта битва положила конец Газневидскому государству и возвестила начало государству «великих сельджуков». В кратчайшие сроки сельджуки подчинили себе персидский Ирак, Азербайджан, Кухистан и, вступив в Багдад, поставили своих султанов во главе светской власти, оставив духовную за халифом. Их власть простерлась в конце XI века до Сирии и Палестины, берегов Средиземного и Мраморного морей.

 

Последнее обновление ( 26.11.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.