Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Авто рации для дальнобойщика по низкой цене www.radiostore.ru.

Архитектурный облик городов

24.09.2009 г.

Значительный рост феодальных городов и ремесла отмечался и раньше, особенно в IX—X веках, но нужен был толчок, чтобы старые общественные установления рухнули и привели к полной смене политических, юридических и других «надстроек», в том числе и искусства.

Переработка художественного наследия IX—X веков, взаимодействие в искусстве мастеров Мавераннахра с мастерами Узгента, Кашгара, Газни, Рея, Исфагана и других областей феодального Востока, соединение науки с практикой своего времени и, наконец, освоение богатейшего опыта народных низов города и деревни, втянутых в ремесло, — таковы были главные источники и составные части, из которых складывалась художественная культура Мавераннахра XI—начала XIII века.

Архитектурный облик городов, замков, селений Мавераннахра XI—XIII веков сложился на почве, уготованной всем предшествующим их развитием. Что здесь было от старого времени и что пришло с жизнью как выражение потребностей новой формации—расчленить довольно трудно; каждое новое явление вырастало из старого и в борьбе с ним.

Долгие годы средоточием Бухары была ее цитадель, служившая крепостью и дворцом правителя. Еще при Саманидах старая крепость утратила свое значение. В XI веке она лежала уже в развалинах. В начале XII века крепость была восстановлена караханидом Арслан-ханом. В 1139—1140 годах хоре-змшах громит наместника сельджуков в Бухаре, разрушает стены цитадели, и она снова лежит в развалинах. В 1141— 1142 годах наместник каракитаев восстанавливает крепость, но в 1144 году наемники сельджуков разрушают ее снова. В укреплении крепости был заинтересован тот или иной временщик, город же оставался, по существу, беззащитным.

Дело изменилось коренным образом, когда к власти пришли садры. В 1164—1165 годах решено было оградить шахристан с прилежащим к нему рабадом стеной, а необходимый на фундамент городских стен жженый кирпич взять из фундамептов стен и башен крепости. Так старая крепость — кухендиз, оплот сперва господина Бухары, а затем разных ставленников и эмиров, была разрушена до основания. Когда в начале XII века хорезмшах Мухаммед пытался вновь возродить могущество хорезмской державы, он восстановил наспех и бухарскую крепость как военный форпост своих войск. Но она не могла устоять перед натиском войск Чингисхана и вновь была повержена в прах.

Сдал под напором времени и старый шахристан. Его прямоугольный обвод семивратных стен давно уже поглотили предместья. Рост торговых и ремесленных кварталов был неудержим. Вслед за первым кольцом стен рабада появляется второе, несколько более обширное. Общая конфигурация плана изменилась вследствие этого коренным образом. Возобладала ради-ально-центрическая планировка города с омертвевшим ядром цитадели и полустертым в своих очертаниях старым городом (Хисаром).

Прежняя схема плана была крайне деформирована наличием не одного, а ряда торговых, административных, культовых центров в черте города и за его пределами. Каждый из них обрастал быстро возникавшими и исчезавшими торговыми и ремесленными заведениями. Просветы плана заполняли аморфной массой жилые кварталы. Расселялись по профессиям и выселками.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Религия в искусстве arrow Архитектурный облик городов   © ArtofEast.ru All rights reserved.