Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Частные проявления стиля

24.09.2009 г.

Дворец в Термезе не имеет себе прямых подобий. И тем не менее он не только не выпадает из круга других памятников XI—начала XIII века Мавераннахра, Тохаристана и Хорасана, но как бы синтезирует многие частные проявления этого стиля в других памятниках эпохи. В его декоре обнаруживается много общего с резным штуком Мерва и Данденакана.

В некоторых деталях архитектуры и архитектурного убранства термезский дворец перекликается с газневидским дворцом в Ляшкар-Базаре, где мы находим схожие облицовки из жженого кирпича и композиции резного ганча в убранстве интерьера.

При всем узорном великолепии интерьера в термезском дворце художественные средства декора лаконичны. Это, видимо, типично для архитектуры домонгольской эпохи.

Дворец правителей Термеза позволяет судить о характере других не дошедших до нас дворцовых сооружениях эпохи. Он говорит о коренных изменениях в стиле архитектурного декора на протяжении сравнительно короткого отрезка времени. В архитектуре дворца с необычайной полнотой и выразительностью сталкиваются между собой две эпохи, два мировоззрения. Единство стиля достигается в нем подчинением принципам нового искусства приемом искусства старого.

Гражданские сооружения; в применении к средневековому городу на Востоке этот термин кажется неуместным, но как бы мы ни называли сооружения общего пользования — их место в архитектуре Востока XI—XIII веков очень велико. Достаточно назвать укрепленные форпосты (рибаты), служившие подчас и торговыми факториями, караван-сараи — дорожные и в городах, странноприимные дома (ханаки), открытые бассейны для запасов воды (хаузы) и укрытые куполом (сардоба), бани, торговые помещения и склады (тимы, ханы), мосты. Быть может, нигде так полно не выявляли себя творческая инициатива и строительный навык народных мастеров, как в этой области градостроительного искусства.

В XI—XIII веках продолжается строительство крепостей. Кызкала (на стыке Узбекской и Туркменской ССР) — это большое и мощное по тем временам укрепление, почти треугольное в плане, было окружено внушительной стеной. Она была сложена из глыб камня и поднималась на высоту до десяти метров. Закругленное предвратное сооружение вело к высокой стрельчатой арке ворот, сложенных из жженого кирпича; вокруг стен, по внутренней стороне, шли помещения тоже из камня. В крепости находились пять крупных и овальных цистерн и высеченная в скале уширенная книзу подземная темница-зиндан. Одна из ее башен несет характерные для эпохи полукруглые выступы (каменные гофры); другая, кирпичная, имела колодец, снабжавшийся водой из реки с помощью керамических водопроводных труб. Голову водопровода защищала другая каменная крепость (Иигиткала).

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.