Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Городские стены

24.09.2009 г.

Внешний контур городских стен утратил прямые очертания, изобиловал изломами и выступами. Они отвечали не только требованиям обороны, сколько интересам владельцев земель и угодий. В ту пору фортификационные сооружения возводились все еще чаще из пахсы (или сырца), а не из жженого кирпича, с круглыми, овальными или закругленно-подтреугольными башнями. Стены и башни венчали парапеты и зубцы. Подступы к стенам защищали рвы и стены-барьеры, устраивались выдвинутые вперед башни, входившие в систему внешней стены. Выносные башни соединялись с основными при помощи подъемных мостов. Для защиты подступов к воротам устраивались предвратные сооружения, своего рода шлюзы.

Ибн-Хаукаль (X в.) застал расположенные в черте города, полуразрушенные, но все еще, по его словам, величественные и прекрасные замки. Мощные массивы стен этих немых стражей прошлого высились подобно скалам среди беспокойного моря жизни. В Бухаре XII века замки, видимо, исчезли. Возникли другие очертания кварталов, иной силуэт массивов зданий; с ними изменился и архитектурный облик города в целом.

Дворцы и правительственные канцелярии Саманидов на Регистане после падения этой династии в Бухаре были заброшены. Вся территория аристократических кварталов к северо-западу от крепости переживала упадок и запустение. Жизнь в них замерла. Но тем сильнее было ее проявление в торгово-ремесленной части города.

Тюркские военачальники из дома илекханов пренебрегли комфортом саманидских дворцов и не стремились уберечь их от разрушения. Но впоследствии они предпринимают новое строительство силами местных же мастеров. В конце XI века Малик Шемс-ал-Мульк устраивает заповедник (курук) к югу от Бухары; здесь за крепкими стенами были собраны дикие животные, отведены пастбища для лошадей и выстроен дворец. Его преемники возвели в Шемсабаде еще целый ряд великолепных построек (позже, в пору подчинения Бухары сельджукам, Шемсабад был запущен).

В начале XII века правитель Бухары Арслан-хан много занимается вопросами градоустройства, заботится о развитии торговли и ремесла. Арслан-хан разбирает дворец в городе (на улице Бу-Ляйса) и у ворот Сагадабад возводит две великолепные башни. К двум ранее существовавшим саманидским мечетям (902 и 905 гг.) и большой мечети с максурой, возведенной Шемс-ал-Мульком, Арслан-хан прибавил еще две мечети в городе и одну в бывшем загородном дворце Шемсабад. Соборную мечеть, находившуюся у подножия крепости, он решил переместить так, чтобы она оказалась в черте шахристана, предательский минарет, с которого стреляли в крепость, срыть и, наконец, возвести новый большой минарет в отдалении от цитадели. Как архитектурная доминанта башня минарета должна была отвечать величию города, благочестию его правителя и искусству прославленных мастеров.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.