Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусство Среднего Востока

ImageПосудная керамика Мавераннахра IX—X веков дает ключ к истокам народной традиции. Изобразительный фольклор стал своеобразной энциклопедией народной жизни. В нем мы найдем остатки мифологии и преображенный эпос, культ предков и анимизм, космогонию и философские учения эпохи. В изобразительном фольклоре IX—X веков особенно свеж и ярок узор, в котором читаются наследие восточного эллинизма, собственная классика и ростки нового искусства.

Быть может, анализ архитектурных форм памятников IX—X веков и обнаружит нам, с наибольшей доказательностью, историческую преемственность античности и средневековья на местной почве. Но эта преемственность касалась, очевидно, точных наук по преимуществу. Имело место возрождение широкого круга идей также и в области философии; не было только подражания античности, ее духовной жизни в искусстве. «Что нам в иссохшем греческом ручье?» — взывал поэт X века.

Изучение народных основ искусства IX—X веков в его отношении к традиции и формирование собственной художественной культуры средневековья — такова очередная проблема,, взывающая ко вниманию. В XI—XIII веках Средняя Азия стоит в ряду самых передовых цивилизаций Востока и Запада. Окончательно складывается новый стиль искусства. Он охватывает вскоре весь Средний и Ближний Восток. Новый стиль не имел строго определенной отправной точки. Он вырастал повсюду, где созревала для него почва. Формирование его шло во многих областях мусульманского мира длительно и неравномерно, захватив отчасти и христианский Восток. Открытие мавзолея Араб-ата, строго датируемого 977—978 годами, еще раз подтвердило, что начало нового стиля Мавераннахра лежит еще в последней четверти X века.

ImageКупольный зал с резным штуком IX—X веков, вскрытие которого было начато на Афрасиабе И. Ахраровым в 1965 году и исследование которого завершено нами сообща в 1967 году, дал особенно выразительную картину архитектурного интерьера времен Саманидов. Его органическая связь с согдийским наследием выявлена сейчас с полной определенностью. Значит, новый стиль возник не вследствие появления в XI веке очередной волны кочевников-тюрков (как и раньше — местная античность не была вызвана появлением юечжей-кушан), а по причинам, прежде всего, внутренней жизни общества.

Нельзя не сожалеть, что вклад степных народов, в том числе и тюркских, в культурную жизнь городов, в художественное ремесло и архитектуру длительное время не изучался. «Сельджукская проблема», как и проблема «кушанская», решается, на наш взгляд, примерно одинаково. Городская культура всегда была синтезом культур, сложившихся исторически и географически в ходе взаимодействия земледельческих районов с кочевой и полукочевой степью, ее обитателями иранского, тюркского или иного корня. Именно в XI веке староузбекское и таджикское искусство составляло одно плотное целое. Задача дня, как нам представляется, и состоит в том, чтобы искусство каждого народа предстало в полноте своих слагаемых. История искусств должна выяснить, чем располагали ягма, карлуки, сельджуки в области прикладного искусства у себя на родине, в степных кочевьях и что они внесли в городское ремесло XI—XIII веков Среднего и Ближнего Востока. Развернутого ответа на этот вопрос пока не дано.

 

Последнее обновление ( 18.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.