Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Общественный идеал

24.09.2009 г.

Поединки, процессии, подношения даров, пиршества и жертвоприношения, игры и танцы, сцены музицирования составляют здесь широкий круг тем светской жизни. Реже изображались божества; включались и мотивы каких-то сказов и, возможно, басен.

Все эти сцены дают много ценного для истории костюма, тканей, посуды, утвари, для изучения ремесел, этнических типов населения и т. д. Но попытаемся взглянуть на эти росписи как на произведения искусства, раскрыть художественный метод, на основе которого они были созданы.

В согдийской живописи сказался определенный общественный идеал, подсказанный жизнью знати, ее толкованием рыцарской доблести и долга. Но в ней нашли выражение и общенародные взгляды и представления. Мысли и чувства людей были тогда захвачены учением о борьбе сил добра и зла в природе и обществе. Это учение, некогда связанное с развитием первобытных верований и родо-племенных культов, переросло на Востоке в проблему нравственно-этическую и эстетическую. В согдийской живописи VI—VIII веков утверждается красота как мерило нравственности и благородства. Эстетическое чувство в согдийской живописи берет верх над религиозным переживанием.

Согдийская живопись выросла из художественного ремесла и навеяна его образами. Абсолютная верность художественной детали сочетается в ней с великолепным обобщением форм. В рисунке нет ничего приблизительного и запутанного, во всем поразительная ясность.

Феодальный этикет играл в жизни и в искусстве большую роль. Даже вонзая копье в пасть напавшего на него зверя, герой сохраняет в росписях Варахши невозмутимость лица и изящество позы.

Каждый эстетический идеал имеет свои нормы. Для согдийской живописи укрощение душевного порыва было такой же нормой, как для искусства позднего Возрождения и барокко на Западе неукротимый взрыв человеческих страстей.

Согдийская живопись не ставила задачи выражать сложные оттенки чувства. Ее эстетический идеал этого не требовал.

Характер личности, ее собственные чувства, эмоции не могли быть проблемой дня. Едва пробуждаясь, они тут же стирались показом прежде всего типических черт племени, сословия, положения изображаемых персон и обстоятельств, диктуемых сюжетом.

Еще Древний Восток сделал этикет мерилом поведения. Эпоха эллинизма сломала условности старого этикета. Раннефеодальное общество обновило старый восточный этикет и выработало новый. Жесты, позы получили не только «магическое», но и более широкое значение. Они обрели общепринятый смысл и значение, для нас уже частью утраченные. Здесь прямая аналогия со старинными танцами, сложный язык которых, насыщенный эмоциональным переживанием, кажется нам во многом загадочным и непонятным, но как восточные арабески нельзя свести к начертательной геометрии, так и содержание согдийского искусства не сводится к нормам дворцового этикета. Согдийская живопись неравнодушна к радостям и страданиям человека, его страстям, только форма их выражения оставалась скованной обычаями отцов и правилами хорошего тона.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.