Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Отдельные фигуры и эмблемы

24.09.2009 г.

Интересны бусы, среди которых славятся красивые изделия из малопрозрачного или непрозрачного темно-зеленого, коричневого и черного стекла, обработанные как паста; в них вставлены «глазки» из светло-лилового, светло-зеленого и синего прозрачного стекла в белом ободке. Затем мелкие сосуды-пузырьки (для аптечных снадобий) с широким и узким горлышками, иногда с граненым туловом, а также более крупные флаконы с шаровидным или призматическим туловом и высоким горлышком. Далее графины и кувшинчики с широкой воронкой горловины, иногда с носиком и боковой ручкой, кружки, рюмки, стаканы, стаканчики и блюдца различных форм, чаще из тонкого стекла. Еще стеклянные чернильницы (стаканчиками), оправленные в алебастр, химическая посуда.

В большинстве изделия эти сами по себе изящной формы, что в сочетании с цветом стекла делает лучшие образцы предметами искусства. Иногда применялись и украшения — рельефный орнамент, исполненный выдуванием в форму или путем тиснения узора штампиком. Мотивы убранства несложны — сетки, ромбики, розетки, жгутики, реже растительные формы и зооморфные изображения (например, птички). Применялась и гравировка по стеклу — чаще несложная по мотивам, с преобладанием прямых и волнистых линий — полосок и кружков, иногда арочек. Кроме того, делались и налепы из стекла, например жгутики, изображавшие, по-видимому, змею; она обвивает тулово или горло сосуда и как бы стережет его содержимое.

Сейчас мы не решаемся установить четкую грань между стеклом IX—X и XI—XII веков, но, видимо, ко второму из этих периодов относятся налепы цветного стекла — голубого или зеленого пятнами, иногда с гравировкой по налепу и с выборкой цветного слоя (прием тот же, что и в двухцветной штукатурке типа сграффито).

Для художественных поделок применялся и камень. Из мягкого темно-зеленого стеатита (калыбташ) выделывалпсь каменные матрицы для отливки металлических предметов с выпуклым узором  и инструментов, а также сосуды, употреблявшиеся в качестве светильников, чернильниц, плошек для разведения сурьмы и т. д. Часто им как настольной утвари придавали для изящества форму звездчатых пли фестончатых розеток.

Для каменных матриц применялся и мелкозернистый точильный камень. На гладкой поверхности одного из таких колыбов с Афраснаба выгравирован вписанный в рамку фигурный медальон на темы поэтической легенды «Бахрам Гур и Азаде». Спирали ветвей переходят в фигурки животных (верблюд, грифон, головки драконов). В центре утолщение линий растительного побега образует фигурку всадника, перед ним женщина, держащая кувшпн.

Изделия из кости — их у нас немного и они существенно не разнятся от образцов предшествующего периода — находили все новое и новое применение. Выделывались игральные кости, шахматные фигурки, обкладки для разного рода вещей с инкрустацией, столовые приборы — затейливой формы вилки и ложки.

В работе по кости резьба, шлифовка, полировка предметов, а также последующая обработка гравировкой, плоский рельеф и ажурная резьба следуют установившимся ранее традициям, но также отличаются тяготением к общей и для других видов художественного ремесла узорности.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.