Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Пластические формы и нишы

24.09.2009 г.

Чередование пластических форм и декоративных ниш в плоскости стены очень эффектно. Оно создает ясно воспринимаемый глазом и хорошо прочувствованный ритм. Высокий цоколь и венчающий стену узорный карниз направляют взор к флангам здания, зрительно как бы закрепленным вертикалью башен. Плавный ритм стен нарушается лишь в центре композиции, где вознесенный над головой путника массив арки еще раз напоминает пришельцу о грозном могуществе «султана мира», давшего ему приют. Такова была, как мы ее понимаем, архитектурная идея зодчего, в осуществлении которой им так искусно соединены принципы старой архитектуры и средства выразительности новой.

Из арсенала старых средств мы здесь находим: сырцовые кладки с облицовкой из жженого кирпича, сомкнутые полуколонны и четвертинки, переведенные в жженый кирпич (и те и другие утоплены в плоскость стены), арочные тромпы (им приданы уже, однако, стрельчатые очертания). К новым средствам архитектуры мы можем отнести развитый средневековый портал с большой арочной нишей стрельчатого очертания, полусвод с поперечной полуаркой, сталактиты из тесаного кирпича или покрытые резным штуком; наконец эпиграфические украшения п резьбу на ганче по мотивам фигурной кладки из жженого кирпича.

Конечно, Рабати-Малик — только одно из многих проявлений синтеза старых и новых элементов в архитектуре второй половины XI века. Его близкими предшественниками и ровесниками были, по-видимому, караван-сарай Чаш-кала (конец X в.) на городище Садавар Дарганатинского района26; караван-сарай Акча-кала (XI B.J ПО дороге из Амуля (Чарджуй) в Хорезм (оба из сырца с гофрами) и другие рабаты хорасан-ских и хорезмских мастеров. Сильно развитым порталом отличались также кирпичный рабат Дая-Хатын (на пути из Амуля в Хорезм27). Все они обнаруживают тесную связь с архитектурой кешков и дворцов и вместе с тем несут элементы, присущие в ту пору и культовой архитектуре ислама.

В XI — начале XIII века мы застаем в Мавераннахре мечети нескольких типов: одни из них как бы завершают эволюцию старых сооружений и восходят к культовой архитектуре доисламского времени, другие знаменуют собой сложение новых конструкций п форм, отвечающих потребностям и художественно-эстетическим идеалам эпохи.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.