Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Поливная посуда

24.09.2009 г.

Поливная посуда становится легче: еще в X веке утончаются стенки и поддон, обтачиваются борта. Приподнявшись над плоскостью донца, они образуют на блюдах X—XI веков широкие, почти плоские поля. В XII — начале XIII века узкие борта стоят почти прямо. Несколько эволюционируют формы чаши, они с прямыми бортами, иногда имеют слив. Совершенствуется производство хозяйственной утвари — хумы, котлы, жаровни, переносные очажки. Кухонные котлы, тонкостенные, полусферической формы, покрываются изнутри стойкой голубой глазурью. Изготовляются в обновленных формах светильники, подсвечники, чернильницы, различные виды химикофармацевтической посуды (в том числе «сфероконусы»),    игрушки, погремушки, шкатулки и прочее.

Художественная керамика производства в XI—XII веках существовала примитивная керамика домашнего изготовления. Формы ее и техника производства были настолько архаичны, что напоминали исследователям расписную керамику древних земледельческих поселений III—I тысячелетий до н. э. И, однако, неоспоримо, что она сопутствовала художественной керамике XI—XII веков как продукт специфически домашнего производства очень давней художественной традиции.

В Самаркандской области формы этой керамики особенно архаичны, напоминая прямым и широким горлом с косым срезом примитивные сосуды из тыквы. В северных районах Туркестана лепные кувшины с лощением имеют изящные горловины на грушевидном тулове, со сливом, напоминающим головку птицы. В Ферганской долине сосуды ручной лепки украшает гравировка или роспись, чаще растительных форм, оригинальная, живая.

Расписная керамика средневековья восходит к очень старым прототипам. В XI—XII веках она наводнила собой города, куда пришла, видимо, вместе с наплывом сельского населения.

Позже расписная безглазурная керамика архаических форм исчезла не только в городах, но и в селениях. Она сохранялась лишь в самых далеких углах, среди горцев.

Наряду с художественной керамикой должно быть отмечено широкое производство стеклянных изделий и уникальных вещей из горного хрусталя.

К изделиям VII—VIII веков относится, быть может, головка дракона в Самаркандском музее (голубой хрусталь). К последующему периоду (IX—XI вв.) — флакончики из хрусталя (выс. 5,5 см.) 55 в форме стилизованной рыбы (на туловище выточены сердцевидные полупальметты, а также поделки из дутого  стекла  в  форме  головки  животного  или человека.

На стеклянных медальонах — тиснение. Головка (барельеф) украшает медальон из раскопок на Афрасиабе. Стеклянные медальоны из дворца правителей в Термезе XII века заключают отдельные фигуры и эмблемы. Здесь, кроме отмеченного ранее всадника в короне с птицей, можно видеть и другие сцены дворцовой жизни, особенно сцены охоты.

На протяжении всего периода (IX—XIII вв.) преобладало стекло зеленоватое, часто мутное, почти всегда пузырчатое. Но встречается и бесцветное, а также специально окрашенное — синее, желтое, оранжевое, красное, вишневое, малиновое, фиолетовое, черное и оливковое.

Основную массу стеклянных изделий составляла столовая и химическая посуда, но производилось также оконное стекло дисками, утолщенными посредине.

 

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.