Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Портал мечети Магоки-Аттари

24.09.2009 г.

Портал мечети Магоки-Аттари таит загадку. До сих пор мы встречались с двумя типами порталов: в Рабати-Малик — с глубокой арочной нишей, в Намазгах — плоской. В первом случае — полусвод, во втором — арка-короб. В портале Магоки-Аттари арка заключает полусвод той же конструкции, что и в Рабати-Малик (поперечная полуарка делит свод на три части, в углах сталактиты). Однако зодчий идет дальше, пытаясь развить тему парадного входа хотя бы зрительно. Для этого он слегка выдвигает вперед устои и, чтобы придать им монументальный вид, расчленяет в плане каждый на две четверти круга. Сомкнутые четверти были применены и в Рабати-Малик (там они не выходят из плоскости стены, отвечая ритму лежаших в плоскости полуколонн). На боковинах устоев портала располагаются вытянутые вверх арочки с плоскими решетками (они напоминают и Рабати-Малик, и бухарскую мечеть Намазгах). Однако устои эти невелики и едва ли могли служить прочным основанием для портальной арки. Как же венчались устои — архитравом или аркой? Загадка ждет решения.

Исключая узор кирпичной решетки, декоративное убранство мечетей Магоки-Аттари значительно отличается от мечети Намазгах, хотя и там и здесь применены схожие приемы: спаренные кирпичики с «бантиками», мозаика из брусков, рельефные выкладки кирпичных надписей по диагоналям, решетки по рисунку меандров. В Намазгах щеки и плоскости ниши убраны раздельно. В Магоки-Аттари они составляют одно целое, как если бы рисунок строился на листе, боковые четверти которого отогнуты под прямым углом. Развернем его, и мы получим широкую П-образную ленту надписи, подчеркнутой посредине полосой меандров.

Надпись с высоко взлетающими стержнями букв (алифов и лам), писанная изящным, упругим почерком, тонет в мелкой листве завитков и листьев. Обрамленная с двух сторон кружочками перлов, она огибает щеку арки, переходит на щипцовую стену и спускается по другой щеке. Узорную гладь спаренных кирпичиков с «бантиками» прорезает маленькая дверь. На углах арки — круглые, вырезанные из мягкого песчаника колонны со сплющенным тором и лирообразной капителью. Полусвод очертан схваченными в узлах лентами. Заполнение его выразительно: посредине полуарка в виде наборной решетки, в углах висячие сталактиты в прямоугольных рамках из плит тисненой терракоты. Над ними — крупный кирпичный узор решетки, утопленной в ганче. Сталактиты из кирпича, с отделкой из рельефной терракоты. Все просто, логично, скромно по цвету и материалу и вместе с тем полно изящества, вкуса и узорного богатства.

Безукоризненна в пропорциях и рисунке также и лицевая сторона портала. Узкие, вытянутые вверх панно в обрамлении кирпичных лент заполнены геометрическим узором в три яруса. С огромным мастерством компонуется геометрический узор из кирпича. Его заполняют сочные пластичные спиральки, усики, завитки, полупальметты причудливых очертаний. Исполненные изящества, они вместе с тем лишены абстракции и кажутся живым, хотя и фантастичным выражением богатства мира растений. Геометрический узор образует сетку, которая подчиняет растительный мотив строго найденной системе ритмов. Здесь действует не одна геометрия, но и художественный опыт мастера, его творческая интуиция. Она-то и побуждала зодчего применить плоские панно и в отделке устоев. Четвертинки колонн (полугофры) выложены из кирпичиков поясами и заключены также в своего рода рамы. Этим окончательно снимается старая трактовка гофр как полустолбов и утверждается их чисто декоративное значение. Пластика формы и светотеневой узор сливаются в одно целое.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.